Мифология древней Индии

Главная / Номера / № 07 (73) июль 2009 года / Мифология древней Индии

 Мифология древней Индии

 

Ведическая мифология – совокупность мифологических представлений ариев; обычно под ведической мифологией понимают представления ариев периода создания вед, а иногда и периода создания брахман, прозаических комментариев к ведам, и упанишад, тайных учений философско-религиозного характера, генетически связанных с ведами, но отражающих, по сути дела, уже иную культурную традицию. Хронологически ведическая мифология относится к эпохе между серединой 2 го и сер. 1 го тыс. до н. э.

 

Источники ведийской мифологии: четыре древнейших собрания вед; брахманы к соответствующим ведам (ценные сведения о ритуале, интерпретации его сокровенного смысла и символики, ряд мифов и мифологизированных преданий); араньяки (тексты, связанные с брахманами); упанишады. Эти источники относятся к классу шрути – «услышанное» (т. е. откровение).

Ведийская мифология передавалась устно, и «божественному» характеру текстов соответствовала особая роль речи и памяти, противостоящих забвению и нечленораздельному хаосу.

Ведизм не был общеиндийской религией, его придерживалась лишь группа индоарийских племен, заселявшая Восточный Пенджаб и Уттар-Прадеш, она же является создателем Ригведы и других ведических сборников. Одной из характерных черт ведической религии является политеизм – поклонение многим богам, которых обычно наделяют свойствами человека. Индиец эпохи вед обожествлял силы природы, одушевлял растения, горы и реки. Чтобы завоевать расположение богов, индийцы приносили им жертвы, молили о помощи, потомстве и богатстве. Ведические сочинения рисуют богатый духовный мир индийцев, создававших сложные космогонические представления. Уже тогда человек в мифологизированной форме мог объяснить причины возникновения мира и всего живого на земле.

В индуизме на первый план выдвигается бог-творец, устанавливается строгая иерархия в пантеоне. Особую роль стали играть культы богов Брахмы, Вишну и Шивы. Так складывается триада (тримурти) этих главных божеств, воспринимаемая как проявление единого высшего божества. Брахма считался создателем и управителем мира, ему принадлежало и установление на земле социальных законов (дхарма), деление на варны. Постепенно в тримурти особую роль стали играть Вишну – бог-охранитель и Шива – бог-разрушитель, что привело к появлению двух основных направлений в индуизме – вишнуизма и шиваизма. Это разделение было закреплено в текстах пуран – главных памятников индуистской мысли, которые сложились в первые века нашей эры.

Вишнуизм включает в себя концепцию – аватар – учение о том, что бог нисходит в мир, перевоплощаясь каждый раз в новый образ.

Культ бога Шивы, который олицетворяет собой плодородие, аскетизм, он является покровителем скотины, а также в образе танцора-шамана несет не только разрушение, но и обобщение различных местных верований. Религиозные концепции индуизма оказывали большое влияние на различные стороны жизни древнеиндийского общества, в том числе и на социальную сферу. Система варн считалась священной, и от верующих требовалось строгое выполнение уже предопределенного долга и социальных обязанностей. Религиозно-философское сочинение Бхагавадгита, представляющее собой часть эпической поэмы Махабхарата, написано в форме диалога воина Арджуны с Кришной – земным воплощением верховного бога. В диалоге затронуты темы судьбы человека, высокой морали, мирского и божественного. В центре поэмы описание путей, которые приведут верующего к освобождению, главным считается любовь к богу (бхакти). Это подтверждает тот факт, что индуизм, как и всякая другая религия, содержал в своей основе идею о спасении – освобождении – нирване, достигнуть коей могут лишь монахи, но стремиться к ней должен каждый.

 

Бог Вишну

Вишну («всеобъемлющий») в индуизме один из важнейших и наиболее почитаемых богов; вместе с Шивой и Брахмой он составлял божественную триаду, тримурти: Вишну – хранитель мироздания; величественный и одновременно ужасный, но менее грозный, чем Шива. Вишнуиты, почитатели Вишну, считают его верховным богом – один из его эпитетов «высший бог». Индуистская концепция «Абсолюта», или высшая реальность Брахман, иногда изображается как Вишну. Согласно одному из мифов, из пупа Вишну возник цветок лотоса – и восседающий в центре цветка Брахма начал акт созидания. Главная функция Вишну – способствовать победе добра над злом. В древних индуистских священных текстах Ригведы Вишну появлялся лишь как второстепенное божество. Возникнув как бог Солнца, он мог пересекать космос тремя шагами, что являлось символом бога, измеряющего Вселенную и населяющего ее богами и людьми. Вишну часто ассоциируется со своими воплощениями. Существует концепция инкарнаций Вишну, известных как аватары. Появляясь в разных обликах, Вишну сражался с демонами и восстанавливал божественный порядок, когда космосу грозило уничтожение.

Наиболее важными аватарами Вишну являются бог Кришна, герой Рама, бог-вепрь Вараха. В индуизме будда Шакьямуни также считается одной из инкарнаций великого бога. В своей инкарнации в карлика Вишну спас мир от демона Бали. Он убедил Бали дать ему столько земли, сколько можно пройти за три шага, и тут же превратился в гиганта. Двумя шагами Вишну пересек Вселенную и вернул ее богам, а демону отдал подземный мир.

Вишну возлежит на многоголовой змее Ананте или Шеше, плавающем в космических водах. Вишну обычно изображали в виде красивого четырехрукого юноши; цвет кожи – синий. Его атрибуты – булава, раковина, колесо (чакра) и лотос. Его супруга – Лакшми, богиня богатства и доброй судьбы.

 

Бог Брахма

Бог Брахма, творец и правитель мира, отец богов и людей; он входит в триаду верховных богов наряду с Вишну и Шивой.

Создатель Вселенной, он противостоит Вишну, который ее сохраняет, и Шиве, который ее разрушает. Брахма создал из своего тела богиню Сатарупу. Она была так прекрасна, что он не мог оторвать от нее глаз. Когда Сатарупа отходила в сторону, избегая его взгляда, у него появлялась новая голова, повернутая в ее сторону. Наконец Брахма убедил красавицу стать его супругой. Они провели в уединенном месте 100 священных лет, по окончании которых родился Maнy, первый человек.

Согласно другому мифу, как сначала Вселенная была погружена во тьму. Блуждавшее в космическом океане семя породило золотое яйцо: «В этом яйце Брахма провел год, затем силой мысли разделил яйцо пополам». Из одной половины он создал небо, божественную сферу, из другой – землю, материальную сферу, а между ними поместил воздушное пространство; далее появились пять элементов – вода, огонь, земля, воздух, эфир – затем мысль, боги, звезды, время, горы, равнины, моря, реки, люди, речь, страсть, гнев и т. д. Наконец, из яйца появился бог Брахма и разделился на две части – женскую и мужскую. Эти существа породили все остальное.

Индийцы полагают, что Брахма живет сто «собственных» лет, равных 311 040 000 000 000 «человеческих» лет. Затем огонь, вырывающийся со дна океана, уничтожает Вселенную и самого Брахму, а после ста божественных лет хаоса рождается новый Брахма.

В некоторых источниках Брахму называют Нараяной, или «вышедшим из вод». В этом облике он лежал на листе лотоса, плывущем по первозданным водам, и сосал палец ноги – символ вечности.

Падение величия Брахмы объясняется в мифе о происхождении Шивы. Согласно преданию, Брахма и Вишну поспорили, кто из них могущественнее. В разгар спора огромный фаллос, символ Шивы, поднялся из мирового океана, охваченного пламенем. Когда Брахма и Вишну стали рассматривать фаллос, он раскрылся. В нем боги обнаружили Шиву и вынуждены были признать его превосходство. Брахму часто изображают с четырьмя головами и руками, в которых он держит Веды, священные индийские трактаты, жезл, сосуд с водой из Ганга и гирлянду роз, восседающим на гусе или лебеде. Супруга его – красавица Сарасвати, богиня учения и покровительница искусств, наук и красноречия.

 

Бог Шива

Шива («приносящий счастье»), в индуистской мифологии один из верховных богов, который вместе с Вишну и Брахмой образует божественную триаду – тримурти. Шива не только добрый защитник, но и грозный бог, обитающий на полях сражений и у погребальных костров. Нередко его изображали с веревкой, на которую нанизаны черепа. Шива – бог-творец и вместе с тем бог времени, а следовательно, и разрушения, бог плодородия и в то же время аскет, подавивший желания и обитающий высоко в Гималаях на горе Кайласе. Иногда он даже выступал как двуполое существо. Эти взаимоисключающие качества символизировали божество, вобравшее в себя все противоречия мира, которому отведена роль уничтожителя мира и богов в конце каждой кальпы, периода, равного 8 640 000 000 человеческих лет. Считалось, что в качестве Натараджи, «царя танца», Шива регулирует мировой порядок. Устав танцевать, он останавливается, и во Вселенной воцаряется хаос. Так вслед за периодом созидания приходит разрушение.

Однажды Шива явился 10 000 мудрецам-риши, чтобы они поклонились ему. В ответ риши прокляли бога и наслали на него свирепого тигра. Шива ногтем содрал со зверя шкуру и сделал себе накидку. Риши наслали змею, но Шива надел ее на шею как ожерелье. Риши сотворили злого карлика и вооружили его дубинкой, но Шива, встав на спину карлика, начал танцевать. И риши бросились к его ногам.

Созидающая сила бога воплощена в его основном символе – линге-фаллосе, мужском детородном органе. Один из мифов повествует, как бог пришел в лес, где медитировали мудрецы. Те не узнали Шиву и, заподозрив его в том, что он хочет соблазнить их жен, лишили его фаллоса. Тотчас мир окутала тьма, и мудрецы утратили свою мужскую силу. Осознав свою ошибку, они принесли дары Шиве, и во Вселенной снова воцарился порядок.

Шиву часто изображают четырехруким и трехглазым. Третий глаз, глаз внутреннего видения, расположен в центре лба. На шее у него ожерелье из змеи, еще одна змея опоясывает тело, а другие обвивают руки. Встречаются изображения Шивы с синей шеей; его называли Нилакантха, или «синяя шея»; об этом говорится в мифе о пахтанье мирового океана. Согласно широко известному мифу, боги использовали змея Васуки (Шешу) при создании амтриты и вращали с его помощью гору Мандару. Однако змей настолько устал, что испустил яд, который грозил уничтожить весь мир. Шива проглотил яд, и его шея окрасилась в синий цвет.

Шива – отец слоноподобного бога Ганеши и воинственного бога Сканды. По преданию, третий глаз Шивы возник в результате проделки его жены Парвати. Шива медитировал на горе Кайласа, а Парвати подкралась сзади и закрыла его глаза руками. Тотчас солнце померкло, и все живое затрепетало от страха. Вдруг во лбу Шивы появился глаз, источающий пламя, и разогнал тьму. Огонь, вырвавшийся из глаза, осветил все Гималаи и сжег бога любви Каму, когда тот пытался отвлечь Шиву от аскетических подвигов.

 

Богиня Парвати

Парвати («дочь гор») в индуистской мифологии одно из имен супруги бога Шивы. Она дочь царя гор Химавата и мать слоноподобного бога Гашеши, которого создала из своего пота. Согласно одному из мифов, Шива породил шесть детей без участия Парвати. Богиня полюбила малюток супруга и однажды так крепко обняла, что их тела слились в одно, образовав мальчика с шестью головами. Впоследствии он стал богом воины Скандой. Согласно другому преданию, Парвати, впервые увидев Сканду, почувствовала такой прилив материнской любви и нежности, что из ее грудей полилось молоко. Известен миф о том, как Шива упрекнул Парвати за то, что она темнокожая. От стыда богиня удалилась в лес и стала аскетом. Брахма высоко оценил самоотречение Парвати и превратил ее в Гаури, богиню с золотой кожей.

 

Аватара Кришна

Кришна («черный», «темно-синий») в индуистской мифологии аватара Вишну, хранителя вселенной, традиционно считается его единственной истинной аватарой. Кришна появился на свет в городке Матхура на севере Индии. Кришна рос шаловливым ребенком, дразнил коров, насмехался над взрослыми, похищал масло и сладости, даже выдернул с корнем два дерева. Подтверждением божественности Кришны служит то, что его приемной матери Яшоде открылся весь мир, когда она заглянула в горло приемыша. Однажды пастухи собрались поклониться великому богу Индре, но Кришна дал им совет поклониться горе Говардхане и своим стадам, пояснив, что гора дает им корм, а коровы — молоко. Кришна поднял Говардхану и семь дней и семь ночей держал ее в небесах. Индра был так изумлен, что спустился на землю и попросил Кришну стать другом его сына Арджуны.

Однажды Кришна в шутку похитил одежду купающихся пастушек и не отдавал ее до тех пор, пока они не вышли из воды. Поскольку все девушки хотели держать Кришну за руку, он создал себе множество рук. Влечение пастушек к Кришне трактуется индусами как символ человеческих душ, устремленных к слиянию с богом. Убийством тирана Кансы завершается юность Кришны. Возмужав, он превратился в воина и политика, восстановил справедливую власть в Матхуре и защищал его от демонов, мстящих за Кансу Кришна перевел всех жителей Матхуры в Двараку, новый город, построенный по его приказу за одну ночь. Продолжая совершать подвиги, Кришна обрел восемь жен, а затем 16 100, среди которых любимой была Радха. Обладая счастливой способностью пребывать одновременно со всеми женами, Кришна произвел многочисленное потомство. После битвы на Курукшетре Кришна-Вишну закончил круг своих земных дел. Решив вернуться в божественные сферы, он уничтожил город ядавов, а сам погиб от стрелы охотника, принявшего его за оленя.


Рубрикатор