Скандинаво-германская мифология

Главная / Номера / № 05 (71) май 2009 года / Скандинаво-германская мифология

 Скандинаво-германская

мифология

 

Скандинаво-германская мифология – мифология племён англов, саксов, норманнов, данов и др. Она формировавалась, начиная с V в. до н. э. Все еще свободные от влияния христианства, предприимчивые и отважные, скандинавы – предки современных датчан, исландцев, норвежцев и шведов, – уходили в море на поиски добычи и новых земель. Неудивительно, что воинственные викинги любили слушать предания о подвигах одноглазого Одина. Верховный бог привлекал скандинавов репутацией «отца доблестно павших в бою» и тем, что ему удавалось доводить до экстаза неистовых берсеркеров, которые в неудержимой ярости грызли щиты и бросались на врага обнаженными.

 

«Век топора, век меча», возможно, казался суровым морским волкам идеалом жизни настоящих мужчин. Но те из них, кто предпочел осесть в колониях и стать крестьянином или торговцем, все же больше почитали сына Одина, бога грома и плодородия Тора. Вера в Тора помогала людям в решении земных проблем, будь то нападения местных конунгов на крестьян или не в меру усердных христианских миссионеров на языческие храмы. Приверженность к культу Тора была столь велика, что фамилии Торстен и Торолф до сих пор считаются самыми распространенными в Исландии.

Согласно древнегерманским представлениям, в начале мироздания лежало взаимодействие двух противоположных начал: первое из них – Муспельгейм, абсолютный верх, источник огня, света, мужское начало; второе – Нифльгейм, абсолютный низ, источник холода, женское начало. В начале была чёрная бездна Гинунгагап, к северу от неё лежало царство туманов Нифльгейм. В царстве туманов забил родник Хвергельмир. Вода обращалась в лёд, но родник бил не переставая, и ледяные глыбы подвигались к Муспельгейму, царству огня. Наконец лёд подошёл так близко, что начал таять. Из искр и талой воды возник великан Имир и корова Аудумла. Из пота Имира родилась пара – мужчина и женщина, а одна нога с другой зачала сына. Боги создали первых людей: из ясеня – мужчину по имени Аск, а из ивы – женщину, назвав ее Эбла.

Один стал совершать ежедневные поездки по небу; один раз в год, 25 декабря, в день зимнего солнцестояния, Один вместе с Фреей приезжал на волшебном коне на Землю, одаривая людей подарками, а люди, со своей стороны, благодарили бога жертвами, развешивавшимися на вечнозеленых елях. От этой древнегерманской традиции берет начало празднование Нового года.

 

Бог Один

Один, Водан, Вотан («всеотец», «воитель»), верховный бог скандинавской мифологии, сын Бора и Бестлы, внук Бури. Его культ был особенно популярен у викингов, в связи с чем период его расцвета приходится на VIII и IX вв. Мореходы и пираты Севера поклонялись 6oгy, любящему битвы, и верили, что в Вальхалле, принадлежащем Одину крытом серебром жилище, этот одноглазый бог собирает рать эйнхериев, «доблестно павших» воинов.

Один взял под свое покровительство воинскую элиту. Лишь он мог во время сражения приводить дружинников в состояние неистовой ярости, когда они лишались чувства страха и ощущения боли. Имя Одина означает шаманский экстаз, одержимость.

То, что именно Один занял место верховного бога, показывает, какую важную роль в жизни северян играла война.

Следует, однако, отметить, что сам бог не был подвержен воинственному экстазу; он был, скорее всего, сеятелем военных раздоров. Помимо власти над дружинами смертных и «доблестно павших», Один считался богом магии и мудрости. Как старейший из богов, он был почитаем ими как отец. Его можно обвинить в коварстве и кровожадности, но нельзя забывать, например, о его образованности. Внутренняя борьба добра и зла у Одина сродни природе индуистского бога Шивы, великого разрушителя-созидателя индийской мифологии. Одина часто изображали одноглазым седобородым старцем в синем плаще, чье лицо скрыто капюшоном или широкополой шляпой. Глаз бог отдал Мимиру, хозяину источника великой мудрости, за один лишь глоток из него. Оставшийся глаз символизировал солнце, а потерянное око, символ луны, плавало в источнике Мимира. Чтобы узнать тайну мертвых и обрести дар ясновидения, Один, пронзенный собственным копьем, девять дней висел на мировом древе Иггдрасиль. Затем, утолив жажду священным медом, он получил от великана Бёльторна, своего деда по материнской линии, магические руны – носители мудрости.

Один знал все, что происходит в девяти мирах, и в этом ему помогали два брата-ворона, Хугин («мысль») и Мунин («память»). Облетев миры, птицы возвращались и, сидя на плечах Одина, нашептывали обо всем, что им удавалось узнать.

Один стоял во главе валькирий, исполнительниц его воли на полях сражений.

 

Богиня Фрейя

Фрейя, Фреа («госпожа»), в скандинавской мифологии богиня плодородия, любви и красоты, дочь Нъёрда и сестра Фрейра.

Величайшей драгоценностью Фрейи было ожерелье Брисингамен, купленное ею за четыре ночи любви с изготовившими его карликами. Красота голубоглазой богини покорила множество поклонников, включая Оттара, потомка Сигурда, превращенного ею в вепря, чтобы всегда держать у себя в Асгарде.

Фрейя – постоянный объект вожделения ётунов Трюма и Хрунгнира, строителей Асгарда. Как и все ваны, она разбиралась в магии и даже могла летать.

Например, пролетая над землей, богиня разбрызгивала утреннюю росу и летний солнечный свет, из ее золотистых кудрей сыпались весенние цветы, а слезы, падая на землю или в море, превращались в янтарь.

Разыскивая своего пропавшего мужа Одина, Фрейя в сопровождении стайки духов любви облетела все небеса; однако она часто передвигалась и на колеснице, запряженной ласковыми кошками. У Фрейи, согласно некоторым мифам, есть две дочери – Хнос («драгоценный камень») и Герсими («сокровище»), а отдельные источники утверждают, что именно она научила богов Асгарда чарам и заклинаниям.

 

Валькирии

Валькирии («выбирающие убитых»), в скандинавской мифологии воинственные девы, участвующие в распределении побед и смертей в битвах, помощницы Одина. Первоначально валькирии были зловещими духами сражений, ангелами смерти, получавшими удовольствие от вида кровавых ран. В конном строю проносились они над полем боя, словно стервятники, и именем Одина вершили судьбы воинов. Избранных героев валькирии уносили в Вальхаллу – «чертог убитых», небесный лагерь дружинников Одина, где те совершенствовали свое военное искусство. В поздних скандинавских мифах образы валькирий романтизировались, и они превратились в дев-щитоносиц Одина, девственниц с золотыми волосами и белоснежной кожей, которые подавали избранным героям еду и напитки в пиршественном зале Вальхаллы. Они кружили над полем битвы в облике прелестных дев-лебедей или всадниц, скачущих на великолепных жемчужных конях-облаках, чьи дождевые гривы орошали землю плодородным инеем и росой.

Согласно англо-саксонским легендам, некоторые из валькирий произошли от эльфов, но большинство из них были дочерьми знатных князей, которые стали валькириями-избранницами богов еще при жизни и могли превращаться в лебедей.

 

Нибелунги

Нибелунги, в германо-скандинавской мифологии и эпосе – это герои, владельцы золотого клада (сокровищ и магического кольца силы) карлика-цверга Андвари, который ранее украл золото у Рейнских дев.

Первоначальные обладатели клада Андвари – колдун Хрейдмар, великаны Фасольт и Фафнир, обернувшийся драконом, чтобы стеречь сокровище. Кладом в конце концов завладел герой Зигфрид (Сигурд) – нибелунг, король «страны нибелунгов», его сыновья Шильбунк и Нибелунг, их дружинники. После злодейского убийства Зигфрида обладателями сокровищ стали бургундские короли Гибихунги – братья Гуннар и Хёгни, названные нибелунгами после перехода клада в их руки. Таким образом, слово «нибелунги» связано с владельцами золотого клада, проклятого карликом Андвари. Интересно, что в германских и скандинавских традициях сокровища нибелунгов являются материальным воплощением власти, могущества, счастья и удачи их обладателя. Этот проклятый клад включал и магическое золотое кольцо, которое было способно не только умножать богатство, но также несло гибель его обладателю.

«ПЕСНЬ О НИБЕЛУНГАХ»

Наиболее древний памятник немецкого героического эпоса. По содержанию он распадается на две части. Первые 10 песен описывают героические подвиги Зигфрида, его любовь к Брунгильде, женитьбу Зигфрида на Кримхильде, сестре короля Гюнтера, сватовство Гюнтера к деве-воительнице Брунгильде и злодейское убийство Зигфрида.

Следующие 10 песен повествуют о мести Кримхильды за гибель своего мужа, мучительной смерти Гюнтера (Гуннара) и Хагена (Хёгни) и упадка бургундского царства.

Историческую основу «Песни о Нибелунгах» составляют события эпохи Великого переселения народов – захват гуннами под предводительством Аттилы Европы в V веке до н. э.

 

Цверги

Цверги – существа, подобные карликам, природные духи в древнеисландской, германской и скандинавской мифологии. Их называли черными альвами, в противоположность белым альвам. Легенды повествуют, что в незапамятные времена цверги были червями в теле огромного великана Имира, из которого был сотворен мир.

Цверги обитали в земле и камнях, они боялись солнечного света, превращавшего их в камень, во владение им была отдана земля Нидавеллир. Эти существа были очень искусны в разных ремеслах, они создавали волшебные изделия для богов: молот Мьёлльнир, копье Гунгнир, золотые волосы Сив, ожерелье Брисингамен, корабль Скидбладнир и др.

Из пчелиного меда и крови поэта и мудреца Квасира эти существа сотворили священный мед поэзии – им боги мазали губы новорожденному, которому предначертано в будущем слагать стихи.

Цверги – искусные мастера-ювелиры и кузнецы, обладавшие магическими знаниями и волшебством.


Рубрикатор