«Звезда смерти» уничтожает свои планеты

Главная / Номера / № 12 (156) декабрь 2015 года / «Звезда смерти» уничтожает свои планеты

«Звезда смерти» уничтожает свои планеты

Планетологи обнаружили в созвездии Девы необычного белого карлика, который сейчас «доедает» останки уничтоженной им недавно небольшой экзопланеты размером с Цереру и готовится «съесть» других обитателей своей звездной системы. Так говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

«Ничего подобного человечество раньше не видело. Мы наблюдаем за тем, как звезда разрушает свою собственную планетную систему. Теперь у нас есть железное доказательство того, что белые карлики действительно периодически уничтожают планеты», – заявил Эндрю Вандербург из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра в Кембридже (США).

Вандербург и его коллеги открыли первую в истории астрономии «звезду смерти», наблюдая за созвездием Девы при помощи недавно воскрешенного телескопа «Кеплер», пытаясь найти периодические падения в яркости отдельных звезд, которые выдают присутствие планет в их окрестностях.

Неожиданным образом в число подобных «кандидатов» в планетные системы попал белый карлик WD1145+017, чье свечение каждые 4-5 часа заслонялось каким-то крупным объектом, форма и размеры которого менялись почти во время каждого такого затмения.

Это натолкнуло ученых на мысль, что они имеют дело с белым карликом, недавно «перемоловшим» планету на части и постепенно «поедающим» ее останки. Они проверили эту гипотезу, изучив структуру спектра предполагаемой «звезды смерти».

Дело в том, что все белые карлики и субкарлики обладают одним любопытным свойством – любая поглощаемая ими материя распределяется по их поверхности не случайно, а в виде своеобразного «слоеного пирога». Тяжелые элементы, вроде кислорода или кремния, будут постепенно тонуть и опускаться к низу этой «слоенки», а водород и гелий будут всплывать.

Благодаря этому следы тяжелых элементов, даже если они присутствуют на поверхности карлика в больших количествах, можно будет увидеть практически только в тот момент, когда звезда будет «пережевывать» и «съедать» поглощаемые ей обломки планет, астероидов и комет. В это время тяжелые элементы еще не успеют утонуть, и их присутствие в атмосфере и на поверхности карлика можно будет заметить по характерным линиям поглощения и излучения в его спектре.

Как оказалось, WD1145+017 действительно уничтожил планету, чья масса была примерно такой же, как у Цереры или любого другого крупного астероида, а химический состав – близок к земному. Ученые предполагают, что схожая судьба в скором времени постигнет другие объекты, вращающиеся вокруг «звезды смерти».

Причиной их гибели, по словам планетологов, скорее всего, выступила дестабилизация орбит всех планет и малых небесных тел системы, которая произошла во время превращения WD1145+017 из красного гиганта в белый карлик и связанного с этим сброса внешних оболочек светила.

Подобная судьба, как пишут исследователи, ожидает в будущем и Землю, когда Солнце исчерпает свои запасы звездного «горючего» и превратится в белый карлик. К этому времени, правда, Земля уже будет безжизненным «обгоревшим» шаром, так как Солнце раздуется почти до орбиты нашей планеты и поглотит Венеру и Меркурий на последних этапах своей жизни.

Источник maxpark.com