Думай, что ты говоришь
Думай, что ты говоришь
Слово содержит глубинный смысл, который определяет судьбу человека, и судьбу его детей.
Мы живем в очень интересное и трудное время. Интересное потому, что материальные успехи превосходят любое воображение. У большинства есть все: вкусная еда, модная одежда, мобильный телефон, компьютер, однако иногда становится тоскливо, одиноко, трудно. Почему? Потому что сами по себе материальные блага не приносят радости, покоя и равновесия. Что же еще нужно человеку, кроме материальных благ, чтобы он почувствовал себя счастливым? Человек должен вспомнить, что у него есть душа, которая живет по законам мира духовного. Эпоха материализма уходит в прошлое. На смену ей приходит миропонимание: Вселенная – не только материя, а много больше…
Такое понимание коснулось и языка. Ученые пришли к выводу, что слово – это не просто звукокомплекс; в слове содержится глубинный смысл, дух, который определяет настроение человека, физическое здоровье и даже судьбу, а также судьбу его детей.
Человек, как словесное существо, именно через слово обращается в молитве к Богу, с помощью слова общается с людьми, посредством слова приобретает знания… И в то же время, неосторожно обращаясь со словом, человек совершает множество преступлений против себя и своих близких. Верующие люди знают, что это грех перед Богом. Архимандрит Рафаил (Карелин) в книге «Умение умирать или искусство жить» называет семь преступлений, которые человек может совершить языком: клятвопреступление, проклятие, клевета, осуждение, ложь, шутки и скверная брань, пустословие и многословие. Давайте рассмотрим их вместе с этим уважаемым священнослужителем.
Мысль, слово и дело у нашего Творца нераздельны. А раз мы – Его образ и подобие, то должны стремиться быть похожими на Него. Понаблюдайте за собой хотя бы в течение дня – и вы убедитесь, что очень трудно отвечать за каждое свое слово.
Самым страшным преступлением через слово является клятвопреступление. Каждому из нас хоть раз в жизни приходилось давать клятву. Хорошо, если мы ее сдержали. А если нет? Клятва получается ложной. Но еще страшнее, если человек заведомо знает, что клянется ложно. Клятвопреступник подвергает себя суду навсегда. И в первую очередь его будет мучить и судить его же совесть. Поэтому к клятвам нужно относиться очень осторожно и давать их в исключительных случаях: клятва врача – прийти на помощь больному, клятва солдата – защищать Родину. Своеобразной клятвой являются и наши многочисленные повседневные обещания, которые мы раздаем направо и налево своим друзьям и близким, часто не задумываясь – а выполним ли мы их.
Второе преступление – это проклятие, которое человек произносит в состоянии гнева или обиды, и – как часто бывает – по отношению к самым близким людям. Проклинать человека – значит желать ему наказания и смерти. Очень страшно проклятие родителей по отношению к детям. Отцовское проклятие иссушит, а материнское – искоренит. Незаслуженное проклятие обращается против того, кто его произносит, а заслуженное делает невыносимой жизнь человека, которого прокляли. Страшные слова словно проникают в него и следуют за ним повсюду. Часто проклявший горько раскаивается в том, что он сделал, но слова уже произнесены, зло вырвалось наружу из сердца.
Третье преступление – это клевета, умышленная ложь, посредством которой мы хотим опорочить другого человека, досадить ему, а иногда и отомстить за что-нибудь. Клевета вырастает обычно из ненависти и зависти. Кто клевещет, тот становится воплощением зла. Клевета – вид человекоубийства через слово, потому что цель клеветника – настроить против человека всех людей, убить его морально.
Четвертое преступление словом – это осуждение. Осуждением страдаем мы все без исключения. Беремся судить других вместо того, чтобы попытаться увидеть свои недостатки и работать над ними. Каждое осуждение содержит в себе ложь, хотя оно и кажется внешне правдоподобным, поэтому четкой грани между осуждением и клеветой нет. Ведьмы не всегда знают, почему человек в данной ситуации поступил именно так. Может быть, на то были причины. Нам лучше постараться оправдать этого человека, а не стараться, чтобы о его проступке узнал весь белый свет. Будем мы милосердны и великодушны – и к нам люди будут относиться так же. Это проверено опытом. В каждой человеческой душе, даже очень обозленной на жизнь, живет неугасимая искра Божественной любви к людям.
Пятый вид преступления – это ложь и притворство. Современный человек разучился быть самим собой. Он постоянно лицемерит, постоянно играет и лжет. Скрывает одну ложь другой ложью. Недаром говорят, что единожды солгавший сделает это снова. В наше время ложь стала тотальной. Продаем свою совесть ради выгоды, а иногда и просто так, по привычке. Из-за этого страдает и тело, и душа. Вспомните сейчас свое состояние во время лжи. То краснеем, то бледнеем, сердце бьется учащенно. Идет выброс адреналина, гормонов, повышается давление. Так реагирует тело. А душа? На душе не лучше. Ощущение тоски, безысходности, стыда, а иногда гнева и враждебности против всех: «Я не виноват, это меня вынудили солгать». Почему нам так плохо? Потому что мы совершили грех, нарушили Божью заповедь, Его просьбу: человек, не лги, тебе будет плохо. Человек перестал верить другому, – в этом заключается одна из причин, почему так тяжело живется в современном мире.
Шестой вид преступления – это злые и пошлые шутки и скверная брань. В этом случае человек словами через слух сквернит души других людей. Сначала несколько слов скажем о шутках. По большому счету, любая, даже самая добрая шутка, направленная на личность, содержит в себе низведение человека. С этим легко согласиться, если представить именно себя, а не другого человека в роли мишени для такой шутки. Что уж тут говорить о злых и пошлых шутках, в которых присутствует надругательство над человеческой личностью, унижение ее. Недаром шутника называют младшим братом сквернослова. Теперь о скверной брани. Это черные слова, которые несут в себе невидимую грязь. Герой известного писателя Б. Ганаго говорит так: «Черное слово говорит тот, у кого душа черная. Это ж зараза пострашнее СПИДа, потому как СПИД временной жизни лишает, а матерная брань – вечной. Она каждую клеточку окружающего мира отравляети вас». В качестве примера возьмем из бранного лексикона лишь наиболее «безобидные» слова, которые для некоторых людей стали уже привычными.
Слово «сволочь» по происхождению восходит к глаголу «сволочь» и первоначально означало мусор, который сволакивают в кучу и затем выбрасывают за порог жилища. Поэтому «сволочь» – пожелание одиночества, чтобы человек был лишен своего дома, выкинут из жилища как мусор, изгнан. Слово «негодяй» означает «негодный, непригодный, не соответствующий своему назначению, испорченный». Поэтому «негодяй» – пожелание «пусть не исполнится цель твоей жизни». Слово «подлец» означает «низкий, ползающий, находящийся под ногами». Здесь – проклятие «будь под ногами, упади в глубины преисподней, которая под всеми».
Разрушительная информация, заложенная в скверных словах, не может пройти бесследно. Вызывает интерес точка зрения ученых-генетиков на эту проблему. Исследования, проведенные Российской Академией наук, дают право говорить о том, что ДНК способна воспринимать человеческую речь по электромагнитным каналам. При этом тексты, содержащие положительную информацию, оздоравливают гены, а проклятия и скверные слова вызывают мутации, которые ведут к вырождению человека, т.е. любое произнесенное слово – это волновая генетическая программа, влияющая не только на нашу жизнь, но и на жизнь наших детей, внуков, правнуков…
И последний вид преступления словом – пустословие и многословие. Пустословие – это желание, переходящее в привычку, говорить о ненужном и пустом. Пустослов – враг своей души и вор чужого времени. Если пустослов не выговорится, то чувствует себя больным и несчастным. А вот для окружающих пустослов является бременем, потому что если его выслушаешь, то заболеешь сам. Поэтому нам надо учиться великой науке – молчанию. Многословие примыкает к пустословию, но все-таки отличается от него. Многословный человек может говорить о нужном и полезном, но при этом он не может отделить главного от второстепенного и употребляет много лишних слов. Во время беседы с таким человеком внимание притупляется, и постепенно перестаешь понимать, о чем он тебе говорит. Появляется чувство утомления. У многословного человека, как правило, отсутствует культура мышления, чувство меры и уважение к собеседнику.
Хотим мы этого или не хотим, но каждое слово несет в себе определенную энергию. Оно соединяет человека с космическими силами добра или зла. И нужно очень осторожно обращаться с каждым словом. Недаром представители современной науки утверждают, что слова наши оставляют во Вселенной неизгладимый след, и судьба наша зависит от слов, нами произносимых.
Галина Анферова