Не отдавай свою Жизнь в рабство

Главная / Номера / № 8 (152) август 2015 года / Не отдавай свою Жизнь в рабство

Не отдавай свою Жизнь в рабство


Как часто родители требуют от детей: «Не ходи туда! Не делай этого! Сиди тихо! Не высовывайся!», лишая тем самым ребенка права на самостоятельное решение, на проявление его воли, характера. Схема запретов со временем переносится на приятельские, супружеские, а затем и профессиональные отношения, подавляя, а иногда и полностью уничтожая в человеке личность. Но однажды судьба ставит перед выбором – быть или не быть, умереть или жить. И от того, какова сила воли у человека, его умение ценить свою жизнь, будет зависеть его решение…

Каждое утро, едва всходило солнце, Олег, быстро вскочив с кровати, делал небольшую разминку и, слегка позавтракав, убегал вверх по горным тропам. Уже два года он жил на Алтае как отшельник. Его отец был военным, и семья постоянно переезжала с места на место. Олег объездил практически всю страну. Владел каратэ, увлекался йогой. Здесь, на Алтае, спрятавшись в свое одиночество, он хотел наконец-то разобраться с самим собой.

– Сын, – сказал ему перед отъездом отец – Так ты потеряешь всех друзей, останешься один.

– Может быть… но я постараюсь познать свой внутренний мир и определиться с целью в жизни, пойму, чего я стою как мужчина.

Два года не прошли даром – в Олеге произошли разительные перемены.

– Я выработал свои позиции, – тихо, но очень жестко говорил Олег при нашей встрече. – Жизнь человека порой зависит от того, какова его позиция, какова его цель. Часто люди легко манипулируют такими понятиями, как достоинство, честь, жизнь. Но там, в одиночестве, где все чувствуется обостренно, эти понятия проявляют свою истинную суть, особенно слово «жизнь», – ее начинаешь ценить.

Склонив голову, молодой человек смотрел на огонь свечи, думая о чем-то своем. Говорил он сдержанно, неторопливо, излучая внутреннюю уверенность, которая исходила от него с такой мощью, словно перед нами сидел сам Господь Бог.

Однажды к нему приехал погостить друг, однокурсник Василий. Когда он ушел на прогулку и не вернулся в назначенное время, Олег забеспокоился, пошел искать. Вдруг он услышал крик, глухой, еле слышимый. Видимо, плохо зная местность, друг угодил в болото и не смог из него выбраться. Картина предстала печальная – весь залепленный грязью, измотанный и обессилевший, Василий пытался вытащить себя, цепляясь за траву, и не в силах был это сделать – вязкая масса все больше затягивала его, засасывала. Увидев Олега, Василий закричал:

– Помоги, я не могу выбраться!

Олег подошел к барахтающемуся в болоте другу и сел на корточки.

– Меня затягивает, – хрипел тонущий Василий. – Давай быстрее! Я могу погибнуть!

Пальцы судорожно цеплялись за воздух, пытаясь ухватить хоть что-то, но рядом ничего не было. Сидя на корточках, Олег невозмутимо наблюдал за мучениями друга. Спокойно сказал:

– Тащи себя сам. Вылазь из болота как можешь – я тебе ничем помочь не могу.

– Ах ты паскуда! – взорвался парень, повиснув на руках. – Ты же мне друг! Да чтоб тебя!.. Ну помоги же!..

Он рычал, кричал, вгрызаясь в землю, но черная жижа затягивала его все глубже и глубже. Олег, поднявшись, пошел прочь, так и не протянув руку помощи, оставив своего друга тонуть в болоте.

– Олег! Стой! Стой, говорю, гад! Куда ты уходишь? Я же погибну! Помоги… Жизнью тебе буду обязан!

– Мне не нужна твоя жизнь! Спасай ее сам. Кому ты нужен, слабак? Давай, погибай! – нарочито громко крикнул Олег уходя в сторону леса.

– А! А! А! Сволочь ты! – разразился жестокой бранью утопающий. Накал его злости был так высок, что что-то взорвалось у него внутри, вызвав чудовищную боль. Василий рванулся вверх и вырвал, вытянул себя из топкой пасти. Не веря своему счастью, он, тяжело дыша, рухнул на пожухлую траву, но вдруг вскочил на ноги и бросился что есть мочи за Олегом.

Они бежали друг за другом, оглашая лесную чащу криками:

– Ты мне еще потом спасибо скажешь! Это было в твоих же интересах! – кричал Олег, не убавляя прыти.

– Убью гада! Догоню и разделаю как курицу! Как ты мог так поступить со мной? Ты больше мне не друг! – гнался за ним Василий…

Остановившись на опушке леса, оба уставшие, мокрые, обессилевшие от погони, они уже не испытывали ни гнева, ни злобы. Только одно просил объяснить Василий:

– Почему ты мне не помог?

– Ты пойми главное – у тебя есть жизнь. И никто, кроме тебя, не имеет на нее права, – с трудом дыша, говорил Олег. – Ты можешь побеждать, можешь проигрывать, но твоя жизнь всегда должна принадлежать только тебе самому. Многие, когда их спасают, говорят: «Я тебе своей жизнью обязан!», и невольно отдают себя в рабство на долгие годы. Но шанс спасти себя есть у каждого! Для этого надо лишь приложить определенные усилия, не быть обязанным кому-то. Чаще всего люди не хотят за себя бороться и отдают свою судьбу в чужие руки. Я дал тебе шанс. Шанс спасти себя. Согласись – ты сам выбрался из болота, сам боролся за себя, за свою жизнь – ты победил.

– Я ненавижу тебя! Я чуть не погиб!

– Ты можешь ненавидеть меня, зато сейчас ты никому не обязан. Твоя жизнь принадлежит только тебе. Ты – не раб. Разве не так?

По небу тянулись облака, сцепившись в пушистое полотно. Вечерело. Наверное, Олег был прав. Часто за спасенную жизнь люди расплачиваются долгие годы. Какая разница, в чем это проявляется – чувством неловкости, подмятой гордости, затратой своих чувств, уязвленным самолюбием? Разве не вверяем мы порой свою судьбу постороннему человеку, уговаривая: «Попросите за меня! Договоритесь обо мне! Самой – неудобно, неловко, страшно…»? Мы взваливаем решение своих вопросов на чужие плечи, не замечая, как разрушаем свою целостность, как губим в себе личность, уничтожая того героя в душе, который отвечает за нашу собственную безопасность, за нашу гордость, нашу жизнь. Олег был, несомненно, прав, хотя и жесток со своим другом. А стал бы он его спасать, если бы друг все же пошел ко дну? Или нет?

– Конечно же, я спас бы его… может быть, в самый последний момент, но спас бы обязательно! – уверенно произнес Олег. – Но это решение принял бы я сам, и друга это ни к чему бы не обязывало. Жизнь – это ведь нечто особое, то, за что всегда надо бороться, чья бы она ни была. Здесь важнее другое – на земле появился еще один человек, знающий истинную цену жизни.

…Свеча потрескивала. Мой собеседник, глядя на огонь, погрузился в свои думы. Я же пребывала в растерянности – рассказ потряс меня, поразил, взрыхлив те моменты моей жизни, когда я позволяла себе отступить, спрятаться от трудной ситуации, перепоручить свою судьбу кому-то. Близкие люди, друзья предавали меня, а я, подстраиваясь под обстоятельства, мирилась с этим, вела себя по-рабски, подобострастно, подавляя в себе достоинство, гордость, как и многие из нас. Но оказалось, что умение не предавать себя, бороться за истинное проявление своей личности, своего внутреннего «Я» – главные составляющие человека. Бороться за себя надо всегда, доверяя свою жизнь лишь себе самому.

Вернувшись к людям, Олег не изменил своим принципам. Я как-то его спросила:

– Олег, трудно ли было «искать себя» и «найти» в этом мире?

– Я себя еще не нашел. Я всегда в поиске. Я не хочу «обитать», я всегда хочу – быть…

Надежда Маслова, г. Екатеринбург


Рубрикатор