Перунов день
Перунов день
Перунов День – великий Святодень всех воинов-защитников. Перунов День называли в народе «сердитым днем». Работать в этот день, по обычаю, было нельзя: «На Перунов День снопов не мечут: грозой спалит». В этот день не выгоняли скот за околицу, так как считалось, что в это время в лесу свободно разгуливают дикие звери (особенно волки) и ядовитые змеи. По поверьям, дождем в этот день смываются злые чары и многие болезни. Если на Перунов День вовсе не было дождя, опасались скорых лесных пожаров.
Готовились к Перунову Дню в течение целой недели. Пекли огромный пирог на всю деревню, приготовляли большой кусок творога, варили обрядное пиво. В самом начале празднества добывали трением Живой Огонь, и уже от него запаливали краду (бревна, сложенные колодцем для погребального костра) из чистых дубовых поленьев. Само празднество включало в себя две составляющие: воинскую и земледельческую.
Все мужчины, присутствующие на зачине, обязаны иметь при себе оружие (нож, топор, а если есть разрешение, то что-нибудь более подходящее). После славлений Перуну воины приступают к освещению оружия: на щиты, положенные перед капищем, кладут мечи, топоры, колья, ножи, булавы и другое холодное оружие.
За восемь дней до того кидаются жребьи (черты, для определения жертвы, и резы, для определения ее количества). Если выпадет «жертва», то в жертву приносится бык, а за неимением оного петух (должен быть одного цвета, не пестрый, лучше всего красный). На жертвенной крови заговаривается оружие, жрец производит помазание кровью чела каждого воина, после чего те надевают на голову красные повязки (те, у кого нет очелья).
Если выпадет «сребро», то приносятся деньги. Если выпадет «брашно», то приносится пища. И, наконец, если выпадет «пря», то воины вступают в поединки. На зачине выбираются пары поединщиков (на кого падет жребий). Поединщики сами договариваются между собой о выборе оружия или борьбы.
Над жертвенным огнем освещаются воинские обереги. Произносятся славления Перуну.
После зачина начинается обрядовый бой «Перуна» с «Велесом», посвященный победе Перуна над Велесом (Перун побеждает Велеса и возвращает стадо небесных коров). По окончании боя воины несут ладью с дарами и ставят на краду. Жрец, раздевшись по пояс, поджигает краду. После того, как костер прогорит, воины насыпают над пеплом могилу и начинают тризну (обрядовые бои на могиле).
Уходит воин… Вслед ему несутся плачи, пламя крады,
И, обнажая гордый стан, снимают юноши наряды,
И всходят на курган, наверх, где близко грозовые тучи,
Где дремлет, позабыв про всех, владыка битв – Перун могучий.
И вот сошлись… И бой кипит, роняя молнии и громы.
Земля гудит, земля дрожит, катится с кручи побежденный,
И щит приходится о щит, а в небе, тьмою окруженный,
Перун проснулся! И гремит! Земной борьбой завороженный…
В этот день проходят особо торжественные посвящения в воины. Для начала жрец отправляет их в Навь, совершая над воинами особый обряд вхождения в мир мертвых. Испытуемых как бы убивают, затем кладут на землю навзничь, с закрытыми глазами. С этого времени с ними никто не должен разговаривать, кроме жрецов, проводящих обряд.
Затем они должны подвергнуться четырем испытаниям. Жрец по одному поднимает испытуемых и подводит к «огненной реке» – площадке раскаленных угольев шириною в 5–6 шагов. Необходимо ее преодолеть не очень быстрым шагом, чтобы попасть на другую сторону. Нужно погрузить себя в особое состояние отрешенности на время этого испытания, чтобы не обжечься. Если бояться, медленно или очень быстро идти, то первое испытание окажется последним.
Второе испытание заключается в том, что испытуемый должен с завязанными глазами дойти до дуба или родового столба за три попытки. Легкое на первый взгляд испытание оказывается не менее трудным. Необходимо запомнить путь к дубу, затем пройти эти 30–40 шагов «по памяти», определяя по слуху (пение птиц) и осязанию (ветер) верное направление.
Испытание третье – найти среди нескольких предметов самый нужный, отгадать загадки (за три попытки). Того, кто не проходит третье испытание, закапывают в землю, закидывая дерном, где он и лежит до тех пор, пока его не выручит другой испытуемый, отдав одну или две из своих попыток. Это испытание на взаимовыручку.
И, наконец, испытание четвертое – на хитрость и ловкость. На испытуемого начинается настоящая охота. Он должен за определенный промежуток времени уйти от погони, спрятаться в лесу или высокой траве, а затем пробраться через цепь сторожей к священной яблоне (или дубу), коснувшись рукой листьев. Только после всех испытаний он может считаться настоящим воином.
Затем жрецы «возвращают к жизни» испытуемых для продолжения тризны.
После тризны совершается страва, на которой поминают всех павших Славянских воинов.
Обрядовая еда: говядина, дичь, курятина, каши. Из напитков: мед, красное вино, пиво, квас. После стравы до позднего вечера продолжаются игрища.
Игрища начинают со взятия «городка». В этот день отдают предпочтение воинским утехам, но не забывают и о делах любовных. Волхвы советуют провести ночь после праздника с женщиной. Плох тот воин, который одерживает победы только над врагом.
О, могучий Перун,
Бог Славянских племен!
Ты десницей своей
Отрясаешь нам сон.
Вновь сразившись со змеем
В поднебесье крутом –
Возвращаешь нам память
О РОДе своем!
Ярисвет