Преодоление духовного материализма

Главная / Номера / № 5 (149) май 2015 года / Преодоление духовного материализма

Преодоление духовного материализма


Духовный материализм представляет собой привязанность к духовному пути, воспринимаемому как некое солидное достижение или приобретение. Говорят, что преодолеть эту форму материализма сложнее всего. Его уподобляют золотым цепям: ты не просто прикован, но облачен в золотые сети. И тебе они нравятся – такие красивые, блестящие…

Но ты не свободен. Ты в ловушке – сколь бы дорогой и престижной она не была. Цель духовной практики – освобождение, а не возведение новой тюрьмы, которая остается тюрьмой, даже если выглядит как дворец.

Эго хочет видеть в духовности нечто такое, что оно может получить раз и навсегда. Эго создает вокруг нашей духовности отдельную личность. Это может происходить со всеми людьми, идущими духовным путем, и все же нам полезно научиться это видеть в себе.

Существует множество разнообразных проявлений духовного материализма.

«Духовное резюме» – список духовных авторитетов, с кем нам довелось встречаться, учиться, работать на семинаре…Временами мы ловим себя на том, что зачитываем свое духовное резюме, чтобы произвести впечатление на собеседника.

«Духовные байки» – повествование о наших духовных переживаниях. Конечно, они могут быть интересны сами по себе, однако мы часто прячемся за своими историями, как за щитами, чтобы избежать уязвимости, сопряженной с налаживанием глубоких человеческих взаимоотношений.

«Опьянение духовностью» – проявляется в том, что мы постоянно порхаем между семинарами, учителями и красивыми местами, чтобы поддерживать состояние некоторой приподнятости и избегать встречи с собственной тенью.

Использование «духовного жаргона» для маскировки своей растерянности и пробелов в понимании, а также для того, чтобы избегать близких взаимоотношений с людьми. Если мы практикуем этот вид духовного материализма, на жизненное затруднение нам хочется парировать какой-нибудь банальной фразой, правильной цитатой, вместо того, чтобы честно прожить ситуацию и честно говорить с людьми из опыта и сердца, не прикрываясь цитатами.

«Духовный шопинг» – это стремление получить побольше посвящений и благословений от святых мест или духовных людей, подобно тому, как некоторые люди покупают машины, яхты и дома. Для эго требуется ощущение, что оно постоянно куда-то движется – становимся богаче и лучше.

«Духовная стилизация» – подражание (нередко очень правдоподобное) некоему воображаемому образцу духовного человека. Эго создает вокруг себя своеобразную ауру, произносит вдохновенные духовные речи, действует «осознанно» и «отстраненно» – но во всем этом есть нечто очень неправдоподобное. Помню, как я ходила на выступление одного знаменитого духовного учителя. Он изо всех сил старался выглядеть и звучать духовно – высказывал духовные мысли и мудро улыбался… однако в его словах не было чувства и глубины.

«Пуленепробиваемое эго» – эго, усвоившее конструктивную критику и интегрировавшее ее в свою защитную структуру. Духовный учитель с пуленепробиваемым эго оскорбляет своих учеников или вымогает у них деньги и оправдывает все это тем, что таким способом пытается пробиться через эго этих людей или научить их готовности отдать все, что у них есть, Богу.

Проникая во все более глубокие слои собственного восприятия, мы обнаруживаем, что источник всех форм духовного материализма находится в нашем сознании. Выясняется, что мы можем оперировать информацией, фактами и даже глубоким пониманием таким образом, чтобы мешать развитию собственной мудрости. На этом наиболее тонком уровне, где даже само знание может служить препятствием для мудрости, наши затруднения может преодолеть отточенный меч распознавания – глубокое желание отчетливо видеть себя и готовность принимать обратную связь.

Всем, кто заинтересовался всерьез этой темой, предлагаю почитать замечательную книгу буддийского мастера медитации Трунгпы Чогьямы Ринпоче «Преодоление духовного материализма».

Александр Путник


Рубрикатор