Сакральное значение молитвы «Отче наш»
Сакральное значение молитвы «Отче наш»
Разговор со специалистом по расшифровке священных текстов Сергеем Петровичем Верхотурцевым
«Отче наш» – молитва изумительная. Она помогает человеку во многих ситуациях, но вся изюминка ее в том, что ее надо не только читать, повторять… необходимо ее реализовать практически. Я выделил в ней 7 частей.
(Продолжение. Начало в ТЖ №2)
«Отче наш сущий на небесах»
Спрашивается, на каких небесах? Первые христиане не сравнивали небеса с загробным миром, как иудеи, они говорили о небесах как о душе. Небеса – это душа. По ходу чтения священных текстов мы всегда должны помнить, что там говорится только о душе. Душа (небеса) – это символ света. В 1 главе, в 1 стихе Бытия говорится: «И создал Бог свет». Перед этим говорится, что душа была тьмой и бездной. Бездна желаний и тьма непонимания о наступающих последствиях, и в ней появился первый свет. Этот свет освещает тьму, и человек начинает видеть свою грешную жизнь и что он успел натворить. Можно сказать, свет Люцифера…
– Сергей Петрович… Получается, Люцифер в данной трактовке – не князь тьмы, а обычный несовершенный человек, грешный человек без Бога в душе, живущий во тьме…Это так?
– Можно сказать, что в человеке проявилась заложенная изначально искра Божья. Человек сказал «Ой, ой» и спрятался, как луна в пучину, испугался и убежал. Этот первосвет пробуждает в человеке совесть, а совесть – это также Божья ипостась. Автоматически свет в душе человека становится больше, и он как бы выходит из тьмы на этот свет, на суд Божий, на суд своей совести. Тут можно сказать о некой формуле, про которую написано множество стихов. Раз у человек родилась совесть, можно сказать, что он стал сердечный. Раньше была просто душа, а теперь появилось сердце. Сердце есть совесть и душа.
А поскольку раньше совесть могла быть вне души, то ее, совесть, можно было затоптать, пройти мимо, забыть… и еще много чего сделать или не сделать, что позволяют себе часто бессердечные люди.
Мы теперь разобрали и поняли, что небеса – это когда душа начинает светиться. И можно перейти к следующему пункту.
«Да святится имя твое…»
Как можно святить имя Господа? Человек святит имя Господа своими устами… Называть имя Господа, Иисус Христос, например (можно такж епризывать и любого другого пророка). Еще в 50–90-х псалмах сказано: «Они спаслись, потому что знают имя Мое». Иисус так и говорит: «Отец, Я открыл им имя твое». Имя Господа – Иисус Христос. Немногие соображают, когда их спрашиваешь: «Бог – это кто?» Обычный человек говорит – Иисус Христос. Они прав и не прав одновременно. Именем Иисус названы два объекта: человек Иисус, которого мы любим, и дух Иисус, которого мы не знаем, но автоматически переносим свою любовь с человека на духа, на Бога-Отца, который является творцом всего сущего в мире. К примеру, я вот встал вчера утром, увидел в окне красивый восход солнца, меня это восхитило, и я сказал примерно так: «Иисус Назарей царь иудейский, дивенты в творении своем». Я обращался у жене к человеку Христу, а к тому высшему духу, к Богу-Отцу. Вот это конкретное действие во исполнении второго пункта – «да святится имя твое». И если я восхищаюсь и делаю это естественно, то появляется чувство любви. Нужно научиться славить Бога. Не обязательно это делать везде и всегда и вслух, даже лучше говорить про себя, тихо и искренно. Бог в нас, в нашей душе, он нас слышит даже лучше, когда мы обращаемся внутрь себя. И не забываем ещё, что мы богородица, мать. Мы же своего родного сына не называем Николай Петрович, если его Коля зовут. Мы к нему обращаемся нежно – Колюня, сыночек, голубок и пр., так и к Богу впоследствии можно и нужно обращаться. Вспомним известные иконы Божьей матери «Умиления» – она куда-то смотрит, видит Бога и умиляется. Вот и человек при обращении к Богу может быть в таком же умиленном состоянии.
И когда все происходит на этой правильной волне, дух человека просыпается, находится в нужном состоянии. А дух – он животворящий, и такое состояние вызывает сильное оздоровление организма человека. Нужно положить руки на то место, которое беспокоит, и обратиться к Богу, к духу, попросить его убрать проблемы, болезни. Сказать ему ласково, что это твое хозяйство, твой храм, где ты живешь, так помоги мне, изгони из моего тела, твоего храма, хворь.
Вот давайте в качестве примера вспомним известный евангельский сюжет. Положили Иисуса в гроб, потом ангелы из гроба его унесли. Мария прибегает и видит: гроб пустой и кто-то недалеко стоит. Она его спрашивает: «Садовник! Скажи, где Иисус, я его возьму». Она его, Иисуса, не узнает и называет садовником. Надо понимать, что садовник – это дух, который гуляет в теле. А тело – это сад, засохший, запущенный, там садовника нет. А чтобы все восстановить, чтобы сад зацвел, надо призвать на работу садовника, чтобы он приложил руки и восстановил этот сад – ваше тело. Чтобы поддерживать сад в нормальном состоянии, нужна постоянная работа садовника, нужно постоянно обращаться и призывать Бога. И если вы все делаете правильно, Бог вам дает, что вы просите. Какие то проблемы убираются сразу, на что-то он дает надежду… в любом случае он дает понять, что правильной дорогой пошел товарищ.
«Да придет царствие твое»
Царство как достается – или на принцессе женишься, или сыном царя надо быть. Значит, мне надо заиметь статус сына царя. Если я сказал, что принимаю Иисуса Христа сыном моей души, автоматически с ним и духа принимаю, то я и царство уже принял, и получается, я третий пункт исполнил.
Царство-то я принял, но сам не исправился, как жил грешной жизнью обычного человека, так и продолжаю. Иисус сказал: «Царство сатаны расколовшееся в тебе не устоит». Сатана – это человек, который берет силу морали и применяет ее в своих интересах. Но мы-то приняли Бога в своей душе, методику изучаем и руководствуемся ей, поэтому царство сатаны в нашей душе не устоит. О чем идет речь? «Если вы будете учениками моими, то вы будете иметь любовь мою и любовь ваша будет совершенна и радость ваша будет совершенна», – сказал Христос. Человек должен отказаться от силы, власти и славы и перейти на принципы божественные. Так устроен любой живой организм, – никто не с кем не дерется. И если человек перешел на эти принципы, то его радость становится совершенной.
«Да будет воля твоя и на земле, как на небесах»
Изначально Земля – глина бесплодная, на глине ничего не произрастает. Если вы не будет работать в поте лица своего, то урожая не будет. Вас жизнь заставит работать. И начинается свет, первый свет, совесть (то, о чем мы в начале писали). На земли яко на небеси, то есть живи по совести. А если человек начинает жить по совести, он убеждается, что так жить легче. И тогда «Небо упало на землю».
– Я правильно понимаю, что «небо упало и смешалось с землей» – это можно понять так, что земная, грешная душа и небесная душа перемешались, и человек уже не отделяет земное и небесное… для него все небесное?
– Да, насыщение светом стало больше, когда человек стал жить по совести. А что это значит? Он чувства и разум разделил совестью. Разум что-то такое придумал не совсем хорошее, чувства вмешиваются и останавливают… и наоборот, чувства чем-то увлеклись, а разум вместе с совестью вносит свое и вовремя останавливает от неправедных поступков. Это и есть жизнь по совести, но все равно радостью совершенной в полной мере человек не обладает. В этом случае моя методика предлагает создать психотерапевтическую устойчивость ко всем атакам мира. В 10-й главе Иисус говорит: «Я даю вам власть», чтобы справится со своими страстями. Он дает силу своего мертвого образа. Власть и сила все время соприкасаются. В чем сила мертвого образа? Св. Павел говорит в послании к Галатам: «Если я поеду к вам, то я буду во Христе, только в распятом». Почему он так сказал? Павел по жизни был человек очень возбудимый, нервный, часто срывался, кричал и пр. Он сказал, что да, я приеду к вам рассказать об учении Христа, но так как вы постоянно что-то привносите в это учение, меняете не подумавши, я буду, как обычно, срываться, спорить. А чтобы с вами не спорить и мне не сорваться, я применяю силу мертвого образа Христа. Это выглядит так: я говорю «Иисус Назарей царь иудейский» и представляю сына распятого, я пребываю в этом, и это удерживает от гнева.
– Чем отличается живой образ от мертвого?
– Живой образ нужен для славы, чтобы славить Господа, его красоту творения, или я что-то сделал хорошее – дом построил, проект завершил, человеку помог... да просто пол подмел; и воздаешь ему славу… У тебя хорошее настроение, даже если что-то делаешь по чьей-то указке и вроде бы не в радость. Но если это дело нужное, то всегда надо славить Бога. И тогда душа пребывает в покое, а значит, и дух в покое. А призывание мертвого образа – это для удержания темных сторон своей души, своего характера, невежества и губительной страсти.
– То есть я должен представлять образ Христа именно распятого? Подразумевая и осознавая, что вот что я за вас, людей, понес, меня распяли за грехи, за ваше невежество. Так?
– Да… Я сейчас скажу такую на первый взгляд ужасную фразу, за которую меня б закидали камнями. Нельзя быть христианином, если ты ни разу не распял Христа.
Например, я хочу сделать что-то плохое, подставить кого-то, украсть, предать, и не могу справится с этим своим желанием. Человек же несовершенен, его постоянно обуревают страсти и не всегда праведные желания. Вот тогда нужно сказать «Иисус Назарей царь иудейский» и представить распятого Христа. Это поможет удержать себя от негативных действий. Вот поэтому и родилась эта фраза. Человек, не прошедший через подобные испытания, не может стать настоящим христианином. Нужно убить невежество и губительные страсти. И если у вас это получилось, то преобразование души настолько сильное может произойти, что, можно сказать, душа умерла и родилась новая, чистая душа, совершенная и нужная Богу.
Мы определились, что жить по совести легче. Иисус говорит, что ты взял Господа теперь себе, и вместо совести у тебя Господь должен быть. Теперь все нужно делать не в присутствии совести, а еще выше – в присутствии Бога. А как? А вот так – что-то делаешь и призываешь Его имя; шьешь, готовишь пищу, научный проект. Все делаешь вместе с Ним… и любое дело будет получаться лучше, чем раньше, потому что ты с Господом делаешь. Чтобы научиться опираться на Господа, надо все время с ним ходить. Вы можете себе представить такое в реальной жизни – уехать куда-то и оставить младенца одного в доме на несколько часов? Не можете. Вот так и с Богом надо идти вместе по жизни, как с собственным дитем. Вот так и надо жить – что-то взял в руку – призови, шаг ступил – призови. И все начнет складываться как надо. Все дела, сделанные в присутствии Бога, совершенны. Своеволие – это когда сделано без Бога.
Происходит замена совести присутствием Господа. Человек, который нашел Бога в себе, – у него нет совести, он бессовестный. Вот такой вот парадокс. Его не за что укорить, у него все дела совершенны. Я с этого света перешел на тот свет. Этот свет в присутствии совести, а тот свет в присутствии Господа.
«Хлеб мой сущий дай намднесь»
Что такое хлеб? Иисус трираза сказал: «Я хлеб». Это не тотхлеб, что на причастие даютв церкви. Хлеб – это та самаяметодика, про которую мы с вами говорим сейчас. Он говорит, что если вы будете постоянно применять эту методику, как хлеб, то у вас все будет как надо. Утром встал, и первые твои слова должны быть о Боге: «Слава тебе, Господи», проснулся, живой… и все остальное неважно, все житейские проблемы будут на втором плане.
«Дай нам днесь». Целый день надо над собой работать, над методикой.
«Прости мне долги наши …»
Это означает – прости мне ту жизнь, которую я прожил. Я принял водное крещение, принял причастие, но моя память снова и снова вспоминает мою прошлую жизнь и те грехи, которые я совершал, и душа начинает сама себя угнетать. Ей надо сказать властно: «Я все прошел, и водное и огненное крещение, я прощен кровью Христа, и не смущай меня больше, моя память». Это в «Мастере и Маргарите» Булгакова синий платочек все время память подносила Маргарите, и она так и говорила: «Уйди от меня, я кровь Христову пила», и память о платке уходит… А если память все же выносит какие-то воспоминания о ранешних грехах, надо идти в церковь и исповедоваться по этому поводу батюшке, и причаститься. Я понимаю, что я сделал грех, и, принимая причастие, избавляюсь от памяти об этом грехе.
…Как я прощаю должникам нашим». Нужно по жизни прощать всех, кого вспомнил. Тут хорошо работает принцип саматхи. Нужно представить образ человека, которому должен, и сказать этому образу, что должен… И если он принимает сказанное, то можно считать, что прощен, или что он принял твое прощение.
«Не введи меня во искушение и избави меня от лукавого»
От лукавого нужно избавляться, как мы ранее говорили – силой мертвого образа. Теперь мы знаем, как применить силу мертвого образа к себе.
– Не сразу все понятно, Сергей Петрович, но суть, как мне кажется, я уловил. Скажите, встречали ли вы информацию о том, что вы не один освоили эту методику?
– Я читал летописи Дивеевского монастыря. Серафим Саровский выкладывает эти основы, но главный недостаток большинства священнослужителей – им не хватает научного образования, чтобы все правильно объяснить. Я как бывший преподаватель, и, обладая методологией, я могу вам рассказать и раскрыть этот метод.
Даже старец Серафим не знал, как, отчего и откуда? К нему пришла страждущая со своей проблемой. Он коснулся ее рукой и сказал: «Ну что, лапочка, все у тебя будет хорошо», и через него дух коснулся прихожанки, и все проблемы прошли. Она спрашивает: «А как это все случилось, и что мне дальше делать?» Он ей отвечает, что надо молиться и все будет хорошо. Кому молиться, как молиться, почему молиться? Ответа нет. У современных целителей та же проблема, у тех, кто талантом подобным обладает. Он целит и все… и часто не может объяснить, почему у него дар и как люди исцеляются. А ведь задача Христа – раздать вам всем этот дар.
– Чтобы случилось второе пришествие Христа?
– Да. И каждый бы стал сыном Божьим, каждый бы стал божеством.
Интервью взял Иван Шихов