Слушая Ринпоче
Слушая Ринпоче
Ринпоче – значит, «драгоценный». Так называют лам высокого уровня в Тибете. Значит, подобный сапфиру, алмазу, рубину. Твердый – в убеждениях. Сверкающий – в красоте ума. Структурный – в следовании постулатам Учения. Эти люди в совершенстве владеют религией, в которой нет Бога. Там нет также ни Природы, ни Космоса. А есть лихая колесница ума, на познание которой буддист и тратит жизнь. И не только эту.
Привет из вечности
Представьте, что в нашем мире, в наше время живут люди, родившиеся две с половиной тысячи лет назад. У них тот же вековой уклад жизни. Тот же склад ума. Те же представления о мире. И они не страдают от того, что не вписаны в мир. Еще как вписаны! Еще какую могут дать фору по части знания жизни! А главное – по части познания самих себя. Это и есть буддисты.
Тысячелетняя традиция передается в том же неизменном состоянии, что и века назад. Причем абсолютно неизменном. Это поразительная особенность буддизма. Он на этом и стоит. Перед таким блекнет все временное и частное. Например, сексуально озабоченные Фрейд с Юнгом. Всякая придуманная психология. Разные натужные философы (особенно доморощенные). И прочие рукодельно-прикладные методы и техники.
Несмотря на существование целого ряда школ, один буддист отлично понимает другого. И в этом смысле учитель из XIII века почти ничем не отличается от своего ученика из века XXI-го.
Хочешь молодости? Молись!
Наш лама Сонам Джорфел Ринпоче – один из тех Учителей буддизма, которым Далай-лама разрешил распространять Учение за пределами Тибета. Без благословения это невозможно.
В Европу, Азию и Америку Ринпоче ездит уже больше 30 лет. В Россию – с 2002 г. У него ученики в 20 странах. Живет в Непале и Ладаке. В монахах – с 8 лет. После смерти своего Учителя наш лама занял его место в монастыре Лама-юру – как держатель линии высших медитативных практик и директор Центра Медитации Западного Ладака. Сонам Ринпоче основал также несколько монастырей и ретритных центров.
Раз в год он бывает на Урале – в Екатеринбурге и (или) Челябинске.
И каждый раз потрясает, кроме прочего, еще вот чем. В первые дни, особенно с утра – это подтянутый монах, которому не дашь больше 50 лет. К концу своей поездки, и вечерами, после плотного дня лекций и Посвящений – это усталый старик, на все свои 70 с лишним лет.
Как такое возможно?! Это – чисто тибетская метаморфоза. Так практики-занятия и молитвы меняют человека. Причем буддисты не гонятся за сроком жизни. Сколько получится – столько и живут. Сам далай-лама пишет об этом в книгах просто: а доживу ли я до завтрашнего утра?.. И это отнюдь не фигура речи. За жизнь там не цепляются. Там как раз снимают ВСЕ зацепки. И первым делом – за ум.
Горе от ума – это вообще не про буддистов. Есть что перенять живущим в уме (и нигде более) европейцам!
Океан и черепаха
Вот что Ринпоче рассказывает не-тибетцам. Люди слушают как дети – и как дивную сказку. А буддисты в ней живут!
Их мир – по-прежнему древний Океан. Редкость человеческого рождения в этом Океане Бытия буддисты объясняют так. Раз в сто лет в воде появляются черепаха и колесо. Если черепахе удается среди бесконечных волн наткнуться на колесо и продеть в него шею – считай, жизнь у тебя в кармане. А нет – так нет… В том океане есть остров-материк Джамбудвипа. Это и есть наш Мир. На острове – гора Меру, вершина мира. Вокруг крутятся шесть миров Сансары – миры страданий. Там идет постоянная ротация Душ. Если нынче ты родился в мире людей – не факт, что завтра не родишься в мире голодных духов. Даже боги и полубоги, умирая, не застрахованы от попадания в низшие миры. Ведь в Сансаре никто не совершенен. Лишь выйдя из этого Колеса Перерождений, и можно стать счастливым.
И как же быть нам, живущим? Ведь счастья хочется всем, здесь и сейчас? Есть лишь два способа избавиться от страданий. Первый – отказаться от плохого. Второй – делать хорошее.
Уснуть нельзя проснуться
Все так просто! Но у нас все крутится вокруг Эго. Мое Я, моя одежда, моя машина, моя работа, мой муж (жена, дети)… Так создаются привязки – основа эгоизма. А эгоизм – это ненасытное беспокойство. Человек в мирах Сансары – вообще на редкость беспокойное и изменчивое существо. Нет у нас ничего железобетонного…Но в этих мирах мы все связаны друг с другом! И надо не отделяться, а заботиться.
Надо проявлять сострадание. А также избавляться от ядов Сансары. Их пять. На первом месте – жадность. Оказывается, это вечная песня песен: все мне, доктор – и побольше, побольше!.. Дальше – гнев (он же – тупость. Тупой, еще тупее… А в результате, оказывается, злой. Есть над чем подумать). Еще гордыня (яканье), зависть и невежество. У всех нас есть изначально совершенное сознание Будды. Очистив его от ядов Сансары, каждый снова становится совершенным Буддой.
Этим буддизм и отличается кардинально от других религий. Где еще положено чувствовать себя богом?! Ну, или человеком в роли бога…
Ринпоче говорит спокойно, размеренно. Интересно год за годом наблюдать за залом: часть людей всегда откровенно дрыхнет. Это пришли совсем усталые Души, для которых тибетец сродни сеансу медитации. Или здоровому сну. Выспались, отдохнули, прикоснулись к неведомому…Можно с ним и просто рядом постоять. Никаких вопросов при этом задавать уже не хочется. Типа, ты и сам все знаешь, все ответы – внутри, а не снаружи. Это и есть показатель настоящего Учителя.
Здравствуй, мама! Возвратились мы не все…
Буддизм стоит на заповеди о бод-хичитте – сострадании. Начинается молитва бодхичитты буквально так: все живые существа – суть мои матери… И противный комар, и лютый тигр, и пьяный сосед в подъезде, и террорист в Америке. На этом не-буддист может сломаться сразу – и навсегда. А буддист – лишь начнет свой разбег, длиною в две с половиной тысячи лет. Они, наверное, правы, раз такие древние…
Хватит ли жизни, чтобы в этом убедиться?
Сарва мангалам! Да будет благо!
Татьяна Чернецова, астролог, член ISAR, ученица ламы-святого С. Дж. Ринпоче, Посвященияв 12 базовых практик тибетского буддизма и в Калачакру