Город мертвых на Урале

Главная / Номера / № 12 (131) декабрь 2013 года / Город мертвых на Урале

Город мертвых на Урале


Заповедник Каменный Город, расположенный в Гремячинском районе Пермской области, очень древний. Когда летом прошлого года двое моих знакомых посетили его, фотографиии впечатления оттуда заставили призадуматься.

– Днем это просто памятник древней культуры с рукотворными улицами и непонятными скульптурами. А ночью он превращается в гигантский лабиринт, наполненный призрачными тенями. И главное – Алатырь-камень в нем. Днем его не найдешь, а ночью он – связующая точка всего комплекса.

Летом этого года мы с екатеринбургским экстрасенсом Юрием Крутько и фотографом Евгенией посетили заповедник. Но очерк начну не с описания событий, случившихся во время поездки, а с картины необычного художника, жившего в XV веке, два персонажа которой дали ключ к разгадке тайны Каменного Города.

Иероним Босх и «Корабль Дураков»

«Корабль Дураков» – одно из самых загадочных полотен художника. Превратившаяся в зеленое дерево мачта, отсутствие парусов – отсутствие движения куда-либо, пирующая на палубе компания. Здесь и монахи, и обыватели, и голодные нищие, которых в упор не хотят замечать. Хлеб перед монахами – как символ пресыщенности и единственной заботы на земле, тарелка с вишней – символ сладострастия. И хотя картина писалась в XV веке, так и кажется, что гуляки распевают что-то вроде: «Поспели вишни в саду у дядВани». А сидящий обособленно шут печально отвернулся.

Но не о них речь. Первый персонаж, привлекающий внимание – карабкающийся по мачте человек, цель которого – жареная птица, привязанная наверху.

Известно, что в своем городе (Брабант) Босх являлся членом христианского Братства Лебедя, где в обычае было подавать на стол во время торжественных собраний жареного лебедя на блюде. Каждый член братства брал по куску птицы.

А над привязанной к мачте жареной птицей находится верхняя крона, откуда смотрит второй персонаж – лик совы, повелительницы ночи. Одновременно этот лик напоминает человеческий череп. В христианской традиции череп всегда внизу, под ногами распятого Иисуса, как символ победы над смертью. Так почему же Босх изобразил его венчающим корабль? Над всем – праздными гуляками, шутом-одиночкой, и главное – над тем, что можно назвать традициями и обрядами верующих. Полное разочарование, или что-то еще?

Это загадочное «что-то» и проявилось в нашей поездке.

Прибытие. Дневное время

Юрий Крутько – не любитель поспешных выводов. И поэтому, когда по лесной тропинке мы вышли к границе Каменного Города, он молча удалился, предоставив нам с Евгенией самим смотреть на это чудо. Огромные валуны, нависающие над каменными улицами, разбегающимися в разные стороны. Туристы лениво бродят по ним, щелка яфотокамерами.

Прямо передо мной – огромная голова не то дракона, не то гигантской хищной птицы древних времен. Делаю несколько шагов вперед, и голова пропадает – теперь это только каменная глыба. То же самое и с головой Черепахи: изображение морды, глазниц отчетливо проступает только с нескольких точек. Стены каменных улиц сложены из цельных глыб, возраст определить трудно, но видно, что древние.

Проходя не спеша по улицам, можно встретить много интересного. Вот сооружение, напоминающее изогнутые колонны, два шага вперед – колонн как не бывало. Узкие расселины, где человеку протиснуться невозможно, тоже хранят отпечатки человеческой деятельности: их основание – как булыжная мостовая. Кто строил, зачем?

На одной из стен – вырезанные буквы на непонятном языке. Расшифровать невозможно, но кажется, это указатель, который находится на стыке двух улиц.

– Лабиринт, – смеется Евгения, проходя мимо.

Я киваю головой. Действительно, пересечение улиц, расселины, гигантские скульптуры как-то связаны между собой. Интересен здесь и звуковой эффект. В одном месте отчетливо слышны голоса и смех людей, бродящих по городу и взбирающихся на скалы, в другом – звуки мгновенно смолкают, хотя эти точки разделяет не более десятка метров. Именно этот эффект помог мне найти маленькую рукотворную пещеру неподалеку от головы Черепахи. Я залез в нее, привлеченный пропаданием эха. Просидев несколько минут в полной тишине, я уже приготовился вылезать наружу, как мой взгляд случайно упал на Черепаху. Если смотреть снаружи с одной точки, то видна голова, с другой – выступ в скале, а здесь… Здесь можно было видеть череду непонятных знаков. Третий ракурс.

Кто и когда построил эту пещеру?

– Странно, – сказал Юрий, когда мы возвращались обратно. – Дневное время, а здесь полно призраков. Повсюду.

– С чем это связано?

– Пока не знаю.

Сумерки. Загадочный камень

К вечеру туристов в Каменном Городе поубавилось, и я бродил в одиночестве. Ощущение, что город изменился, не оставляло ни на секунду. Проходя по знакомым местам, я не узнавал их. Слева должны были быть расселина и портал, но я почему-то вышел к улице, оканчивающейся тупиком. Тупиком, из которого на меня молча смотрела темная фигура. Просто игра света и тени в сумерках, но я насторожился. Вторая тень притаилась за поворотом возле скалы. Иду по направлению к ней, и неожиданно выхожу к знакомой надписи на каменной стене.

Что ж, попробуем старый сталкерский способ. Ищу глазами еще один темный силуэт, иду к нему, и оказываюсь на небольшой поляне. На видном месте белеет камень. Странные рисунки на нем явно сделаны не туристами. Но я же дважды проходил здесь днем, не было ни этой маленькой поляны, ни камня.

Устало махнув рукой, присаживаюсь отдохнуть на камень, и через полминуты меня охватывает забвение. Я слышу множество звуков. Одни похожи на звон металла в кузнице, другие на мелодичный свист, третьи на еле слышный шепот. Когда я очнулся и увидел, что начинает темнеть, то быстро встал и поспешил в направлении надписи на стене. Не тут-то было. Не обнаружив надписи, беру ориентир на скалу, делаю поворот и… выхожу к камню. Начинаю понимать, что вокруг него можно кружить бесконечно. Вновь присаживаюсьна него. Пусть скажет мне до конца, чего он хочет.

На этот раз многообразные звуки слились в один поток. Их что-то притягивало в одну точку, и этой точкой был я, вернее, камень, на котором я сидел. Одновременно тихо начали звучать, словно пробуждаясь, древние валуны. Трудно передать эту музыку, словно весь древний город пробовал первые ноты. Мне жене было ни хорошо, ни плохо, ни холодно, ни тепло – состояние, в котором исчезает абсолютно все.

Во второй раз я просидел на камне долго – уже почти стемнело. Но обратно вернулся очень легко – дорога сама легла передо мной. Правда, предстояло еще вернуться.

Ночь. Исчезновение реальности

Огромная пропасть была прямо под ногами, перед скалой, на которой я сидел. Холодный ветер, гуляющий ночью по улицам Каменного Города, не давал забыться, и поэтому я видел боковым зрением фигуры Юрия и Жени, сидевши хв нескольких метрах рядом. Но и пропасть была реальна. Стоило лишь приблизить к ней руку, как ветер исчезал, становилось тепло. Что может напоминать бесконечная глубина? Здесь – сменяющие одну за другой темные волны. Иногда вспыхивал «Перунов Цвет» – маленький красный огонь. На одно мгновение движение волн прекратилось, и начал проступать странный рисунок. Человеческая голова на фоне гигантского лабиринта, края которого исчезали в темноте. В нем была незавершенность, но почему-то отдельные места приняли знакомые очертания. Я даже узнал лик Черепахи и огромную скалу рядом. К действительности меня вернул голос Юрия Крутько:

– Ну что, друзья, поменяем место наблюдения?

Во второй раз устроились неподалеку от Черепахи, и я счел это хорошим знаком. Через несколько минут чье-то внимание со стороны, сопровождавшееся шелестомнаподобие движения змеимежду камней, заставили быстро оглянуться. Серебристыйсвет разливался возле землисовсем недалеко от меня. Обман зрения? Но свет становится все ярче, и оставив спутников, погрузившихся в тишину и созерцание ночи, я встаю и иду к странному свечению. И вот уже видно белеющий камень со странными рисунками. То, что вечером я встречал его совсем в другом месте, никакой роли не играет, – границы пространства в ночном городе исчезли. Подхожу к камню, но не сажусь на него, а поднимаю голову. Огромные скалы, вершины каменных стен, и даже темное небо – все сложилось в одну картину: очертания гигантской человеческой головы с темными глазницами.

В ту ночь мы так и не вышли из Каменного Города. Лабиринт закрылся, привычные места стали другими. До утра просидели у костра, и Юрий развлекал нас веселыми историями из своей практики. Но почему-то казалось, что эти истории слушаем не только мы, но и тысячи невидимых молчаливых обитателей города, стоящих совсем рядом – за той чертой, где кончался отблеск пламени костра.

Голова совы и череп – два лика одной сущности, одной хозяйки корабля, давно забывшего движение, и его обитателей. Но если посмотреть на картину Босха так, как я посмотрел в ночное небо августовской ночью на улицах Древнего города, который называют то городом Мертвых, то городом Колдунов, можно увидеть картину совсем по другому. Единство всего проступит на первый план, и символ, олицетворяющий смерть и тьму, предстанет по-иному.

Вместо послесловия

В 2004 году в Муроме, на территории самого древнего монастыря (Троицкий), мне довелось посмотреть необычную часовню. На ее каменных полках стояло множество человеческих черепов. Не перезахороненных.

– Да что особенного? – махнул тогда рукой на мои расспросы местный житель. – Откопали монахи прежних обитателей монастыря, теперь отмаливают.

Тогда это объяснение меня удовлетворило, но сейчас… Древние знания всегда найдут, где проложить себе дорогу, и восстают порой столь причудливо, что остается только смотреть без комментариев.
Владимир Николаев, исследователь аномальных зон, член Союза журналистов России


Рубрикатор