Люди без бога и без времени

Главная / Номера / № 09 (128) сентябрь 2013 года / Люди без бога и без времени

Люди без бога и без времени

Люди, которые не спят

Что говорят друг другу люди, отправляясь спать? В разных культурах пожелания звучат, конечно, по разному, но везде они высказывают надежду говорящего на то, что его оппонент будет спать сладко, видеть во сне розовых бабочек и проснется утром свежим и полным сил. По-пирахски же «спокойной ночи» звучит как: «Только не вздумай дрыхнуть! Тут всюду змеи!» Пираха считают, что спать вредно. Во‑первых, сон делает тебя слабым. Во‑вторых, во сне ты как бы умираешь и просыпаешься немножко другим человеком. Проблема не в том, что этот новый человек тебе не понравится – ты просто перестанешь быть собой, если станешь спать слишком долго и часто. Ну и в‑третьих, змей тут и правда навалом. Так что пираха не спят по ночам. Дремлют урывками, по 20–30 минут, прислоняясь к стене пальмовой хижины или прикорнув под деревом. А остальное время болтают, смеются, мастерят что-нибудь, танцуют у костров и играют с детьми и собаками. Тем не менее сон потихоньку видоизменяет пираха – любой из них помнит, что раньше вместо него были какие-то другие люди. «Те были гораздо меньше, не умели заниматься сексом и даже питались молоком из грудей. А потом те люди все куда-то делись, и теперь вместо них – я. И если я не буду подолгу спать, то, возможно, и не исчезну. Обнаружив же, что фокус не получился, и я опять поменялся, я беру себе другое имя…» В среднем пираха меняют имя раз в 6–7 лет, причем для каждого возраста у них есть подходящие имена, так что по имени всегда можно сказать, идет речь о ребенке, подростке, юноше, мужчине или старике. Люди без завтра Возможно, такое устройство жизни, при котором ночной сон не разделяет дни с неизбежностью метронома, позволило пираха установить очень странные отношения с категорией времени. Они не знают, что такое «завтра»и что такое «сегодня», плохо ориентируются в понятиях«прошлое» и «будущее». Так что никаких календарей, счета времени и прочих условностей пираха не знают. А потому они никогда не задумываются о будущем – просто не умеют этого делать. Эверетт впервые посетил пираха в 1976 году, когда про них ничего не было известно. Лингвист-миссионер-этнограф испытал первое потрясение, когда увидел, что пираха не делают запасов еды. Вообще. Чтобы племя, ведущее фактически первобытный образ жизни, не заботилось о дне грядущем – такое по всем кан  на мне возможно. Но факт остается фактом: пираха не запасают пищу, они просто ловят ее и едят(или не ловят и не едят, если охотничье-рыбацкое счастье им изменяет).Когда у пираха нет еды, они относятся к этому флегматично. Им вообще непонятно, зачем есть каждый день, да еще и по нескольку раз. Едят они не чаще двух раз в день и нередко устраивают себе«разгрузочные дни» даже тогда, когда пищи в деревнемного. Люди без цифр Долгое время миссионерские организации терпели фиаско, пытаясь вразумить пираха и направить их к Господу. Пираха приветливо встречали представителей католических и протестантских миссионерских организаций, с удовольствием прикрывали свою наготу красивыми подаренными шортами и с интересом ели консервированный компот из банок. Но на этом общение фактически заканчивалось. Никто так и не смог понять язык пираха. Поэтому Евангелическая церковь США сделала умную вещь: туда послали молодого, но талантливого лингвиста. Эверетт был готов к тому, что язык окажется трудным, но он ошибался: «Этот язык не был сложен, он был уникален. Ничего похожего на Земле больше не встречается». В нем всего семь согласных и три гласных. Еще больше проблем со словарным запасом. Местоимений пирахане знают, и если им нужно показать в речи разницу между «я», «ты» и «они», пираха неумело пользуются местоимениями, которые употребляют их соседи, индейцы-тупи (единственный народ, с которым пираха кое-как контактировали). Глаголы и существительные у них особо не разделяются, и вообще привычные нам языковые нормы отсутствуют за ненадобностью. Например, пираха не понимают смысла понятия «один». Барсуки, вороны, собаки понимают, а пираха – нет. Для них это настолько сложная философская категория, что любой, кто попытается поведать пираха, что это такое, заодно может пересказать им теорию относительности. Цифр и счета они не знают, обходясь всего  двумя понятиями: «несколько»и «много». Две, три и четыре пираньи – это несколько, а вот шесть – уже явно много. А что такое одна пиранья? Это просто пиранья. Проще объяснить русскому, зачем нужны артикулы перед словами, чем пираха – зачем считать пиранью, если это пиранья, которую не нужно считать. Поэтому пираха никогда не поверят, что они – маленький народ. Их300 человек, а это, без условно, много. Про 7 миллиардов с ними говорить бесполезно:7 миллиардов – это тоже много. Вас много, и нас много, это просто замечательно. Люди без вежливости «Здравствуйте», «как дела?», «спасибо», «до свидания», «извините», «пожалуйста» – массу слов люди большого мира используют, чтобы показать, как хорошо они друг к другу относятся. Ничего из вышеперечисленного пираха не используют. Они и без этого друг друга любят и не сомневаются, что и все окружающие априори рады их видеть. Вежливость –это побочное дитя взаимного недоверия, – чувства, которого пираха, по утверждению Эверетта, лишены полностью. Люди без стыда Пираха не понимают,  бы нет, обеда нет. Но при чем тут Хааиохааа? Он ведь просто уронил рыбу в воду. Если маленький Киихиоа толкнул Окиохкиаа, то это плохо, потому что Окиохкиа а сломал ногу и ее нужно лечить. Но это случилось, потому что это случилось, вот и все. Даже маленьких детей тут не ругают и не стыдят. Им могут сообщить, что хватать угли из костра глупо, играющего на берегу ребенка придержат, чтобы тот не упал в реку, но бранить пираха не умеют. Если грудной младенец не берет материнскую грудь –никто не будет кормить его насильно: ему виднее, почему он не ест. Если женщина, ушедшая к реке рожать, не может разродиться и третьи сутки оглашает воплями лес – значит, она не хочет рожать на самом деле, а хочет умереть. Незачем идти туда и отговаривать ее делать это. Ну, муж еще может пойти –вдруг у него найдутся веские аргументы. Но зачем туда пытается бежать белый человек со странными железными штуками в коробке? Люди, которые видят другое У пираха удивительно мало ритуалов и религиозных представлений. Пираха знают, что они, как и все живое – дети леса. Лес полон тайн, лес – это вселенная, лишенная законов, логики и упорядоченности. В лесу обитает множество духов. Туда уходят все мертвые. Поэтому лес – это страшно. Но страх пираха – это не страх европейца. Когда мы боимся, нам плохо. Пираха же считают страх просто очень сильным чувством, не лишенным определенного очарования. Можно сказать, что они любят бояться. Однажды Эверетт, проснувшись утром, увидел, что вся деревня столпилась на берегу. Оказалось, туда пришел дух, желавший о чем-то предупредить пираха. Выйдя на пляж, Эверетт обнаружил, что толпа стояла вокруг пустого места и испуганно, но оживленно с этим пустым местом беседовала. На слова: «Там же никого нет! Я ничего не вижу» – Эверетту ответили, что ему и не положено видеть, так как дух пришел именно к пираха. А если ему нужен будет Эверетт, вот тогда ему будет прислан персональный дух. Люди без бога Все выше перечисленное делало пираха невозможным объектом для миссионерской работы. Идея единого бога, например, буксовала среди них по той причине, что с понятием «один» пираха, как уже говорилось, не дружат. Сообщения о том, что их кто-то создал, тоже воспринимались пираха недоуменно. Надо же, такой большой и неглупый вроде мужчина, а не знает, как делаются люди. История Иисуса Христа в переводе на пирахский тоже выглядела не слишком убедительно. Понятие «век», «время» и «история» для пираха – пустой звук. Слушая про очень доброго человека, которого злые люди прибили к дереву гвоздями, пираха спрашивали Эверетта, видел ли он это сам. Нет? Видел ли Эверетт человека, который видел этого Христа? Тоже нет? Тогда как он может знать, что там было? Живя среди этих маленьких, полуголодных, никогда не спящих, никуда не спешащих, постоянно смеющихся людей, Эверетт пришел к выводу, что человек – куда более сложное существо, чем рассказывает Библия, а религия не делает нас ни лучше, ни счастливее. Он понял, что это ему нужно учиться у пираха, а не наоборот.
Матвей Воголжанин


Рубрикатор