Каббалистический ключ к системе Таро

Главная / Номера / № 07 (96) июль 2011 года / Каббалистический ключ к системе Таро

Каббалистический ключ к системе Таро

У многих из нас, когда произносится слово «каббала», возникает зрительный образ седовласого старика. В небольшой темной келье тусклая свеча освещает полку с грудой запылившихся книг. Отшельник склоняется над столом, на котором лежит раскрытой одна очень старая редкая книга, и усердно познает тайные письмена. Сквозь маленькое оконце пробивается лунный свет. Лучик искрится в стеклянной колбе, наполненной серебристой светящейся жидкостью... Быть может это так называемый Эликсир Жизни, а мудрец как раз сейчас выводит недостающую формулу Вечной Любви и Счастья?.. Кто он – этот древний каббалист.

Святой?.. Философ?.. Мистик?.. Маг или алхимик?.. Или простой иудей, лишенный своей Родины?.. И что мы знаем об этом Тайном учении под названием «Каббала»?.. Многие спорят о ней как о науке и как о религии, путают с магией и мистицизмом. А есть и такие, которые считают ее обычной профанацией или даже вредной греховной ересью. Как мы видим, существует множество мнений и еще большее количество заблуждений. Давайте попробуем сами заглянуть в глубину истории и разобраться в этом странном и удивительном учении. Тем более что именно сейчас, в наше время, оно из глубины веков всплывает на поверхность общечеловеческого информационного моря накопленного жизненного опыта.

Возникновение Тайного Знания

Каббала буквально переводится как «получение», «предания». В отличие от мистики и магии исследователи считают ее теософским эзотерическим учением евреев. Каббала предпочитает как инструменты своего развития; пути познания; божественного созерцания размышления и молитвы. Она стремится постичь скрытый глубинный смысл Торы и других священных книг, заключающих, по мнению каббалистов, символическое описание Бога и Божественных процессов. Вместе с тем Каббала, как и мистика, стремится приподнять завесу таинственного, использует при этом систему символов как средство выражения активного сознательного и подсознательно-интуитивного мышления. Существуют несколько книг, особенно почитаемых древними иудеями. Главная из них – Тора. В нее входит Пятикнижие Моисея, входящее в Ветхий Завет. Тора является телом иудейской традиции и признается ортодоксальным религиозным учением. Бытует мнение, что если Тору будут читать невежды, то даже они способны извлечь пользу для жизненной практики. Вторая почитаемая книга называется Талмуд. Он представляет собой комментарии, написанные к Торе. Талмуд считают «разумной еврейской душой». Изучающий его может получить пользу от самого изучения в процессе осмысления. Третья составляющая – Каббала являет собой сокровенную суть, а также помогает в глубинном понимании предыдущих двух. Ее называют «бессмертным еврейским духом». Мудрецы всегда рекомендовали с помощью нее медитировать. Поэтому Каббалу часто сравнивают с восточными практиками, называя Западной Йогой. Сами же каббалисты считают, что древние знания были получены от самого Создателя. Они убеждены, что тайная наука была известная святым ангелам и Богу еще до создания Вселенной. Ее мифологический аспект свидетельствует, что после того, как были созданы первые люди – Адам и Ева, – они впали в немилость в Эдемском саду. И Ангел научил их, как можно восстановить утраченную связь – Милость Бога. Уже значительно позже знание, полученное Адамом, было забыто его потомками. После библейского Великого Потопа Бог создает радугу как знак соглашения с человечеством и снова раскрывает тайное знание. На этот раз Ною и его сыновьям. Но впоследствии оно также было утрачено. И в следующий раз Ангел открывает тайну теперь уже перед Авраамом. Далее, по преемственной связи, все переходит к Исааку, затем к Якову. Но евреи теряют последующую передачу во время своего пребывания в Египте. Однако связь до конца не оборвалась. Учение вновь было открыто Моисею. Он провел в молитве на вершине горы Синай 40 дней и получил от Бога две каменные плиты с Декалогом (10 заповедей) – в правую и левую руку. Мистический аспект заключается в том, что одна из двух скрижалей (правой руки) была разбита из-за нарушения народом Израиля заповеди: поклонением идолу – золотому тельцу. И когда Моисей вновь восходит на вершину горы, то Бог больше не позволяет раскрыть все секреты Каббалы большинству. Пока еще неготовому и несовершенному народу Израиля – как маленьким детям были даны только левосторонние скрижали. Они представляют собой воспитательные указания-запреты, 10 заповедей, которые люди обязаны выполнять в своей жизни, чтобы подготовиться к воссоединению с Творцом. Вот так возникла письменная Тора – святое писание иудеев. Моисею же было поручено передать все секреты Каббалы своему брату – первосвященнику Аарону и будущим другим еврейским посвященным.

Первые сакральные практики. Меркаба

Попробуем заглянуть под витиеватый мифологический покров иудейской религии – в суть каббалистического учения. Несмотря на тесное переплетение с исторической спецификой израильского народа, Каббала – это своеобразный инструмент духовного постижения. Она обладает уникальной техникой раскрытия систем макро- и микрокосмоса. Широкую известность приобрела ранняя иудейская медитация под названием Маасе Меркаба (Рассказы о Колеснице). Древние формы оккультного познания именовались как Гекалот, что означает «Восхождение». На иврите Меркаба – название трона Господнего. Цель мистической практики заключалась в возможности «подняться (в духе) и лицезреть Бога на своем троне». Конечным достижением – апофеозом мистического достижения – являлось слияния с Высшей Божественной сутью. Первым мистиком Меркабы был пророк Иезекииль. Он получил в медитации в свое распоряжение транспортное средство, при помощи которого совершил путешествие на небеса. На своей огненной крылатой колеснице, запряженной четырьмя мистическими животными, Иезекииль прошел семь состояний сознания, именуемых Гекалот. Он настолько ясно и тщательно их описал, что последующим искателям было заранее известно, что и как предстоит испытать. При условии достаточного погружения в медитацию перед взором должен был предстать восседающий на троне образ Адама Кадмона. Космический человек – образ которого был отражением самого искателя. Систематизированное описание «Восхождения» впервые встречается в собрании каббалистической общины в шестом века до н. э. Метод Меркабы состоял в сосредоточении на рисунках, подобных буддийским мандалам. На этих рисунках изображались Гекалот – небесные чертоги, ведущие к Престолу. Для визионерских техник, разработанных мистиками Меркабы, характерна направленность на внетелесный опыт. В отличие от других приверженцев духовных поисков, каббалисты устремляли свой взор не вовне, а внутрь себя и своих эмоциональных состояний. Таким образом происходило расширение духовного индивидуального сознания. Известны также другие вспомогательные средства для приведения в определенное экстатическое состояние. Наряду с этим использовались традиционные молитвенные практики. Техника перестановки букв священного имени Бога, пение, танцы, жертвенные воскурения. Трубление в бараний рог «шофар» – игра на музыкальном инструменте древних евреев. Экстатическим видениям предшествовали долгие подготовительные месяцы и годы тренировок, состоявших из очистительных обрядов и постов. Учение повсеместно адаптировалось к культурным, политическим и географическим особенностям. Это приводило к чрезвычайному разнообразию приемов и методов, но всегда существовавших в рамках единой цельной традиции. Пестрый покров еврейской духовности прошит единой нитью, которая связывает деятельность как древнего каббалиста, так и его современного последователя.

Тора как объект для медитаций

Возвращаясь к истории возникновения сообщества, называемого «народом Израиля», необходимо отметить, что Синайское Откровение было даровано не только одному духовному лицу (Моисею), а и целой общине евреев, насчитывающей 600 тысяч душ. Это действительно уникальный беспрецедентный случай всеобщего просветления, зафиксированный в истории человечества. Столь массовое духовное озарение при горе Синай запечатлелось в душах потомков на все последующие тысячелетия. Каббалисты не сомневались, что Тора – это непрерывное духовное откровение, которое может испытать каждый желающий. Ее мудрость – Вечный Свет Создателя, способный развиваться и распространяться дальше. С характерной для Ближнего Востока тягой к пышным образам в повествовании каббалисты-мистики с помощью образов Торы разработали систему бесчисленных путей и тропок, ведущих к божеству. Эти образы должны пониматься как своего рода карта с маршрутом мистического путешествия к Богу.

Продвижения Авраама, Исаака, Моисея в Землю Обетованную – своего рода карта духовного подъема. Уровни постижений определенных состояний, записаны в Торе как жизненные обстоятельства и ситуации, в которые попадают иудейские патриархи. Но затем, в ходе истории, духовные состояния меняют свое значение, способствуя переменам в коллективном сознании еврейского народа. Толкование Торы существует на четырех уровнях; буквальном (пешат), моральном (ремез), аллегорическом (дераш) и в тайном (сод). Соединение первых четырех букв этих еврейских слов дает акроним «Пардес», что переводится как «сад». Эдемский сад Жизни – место, где появился первый духовный человек – Адам Ришон. На самом деле имеется в виду определенное состояние медитирующего человека в близости к Богу. Осознание достигается посредством экстатического опыта в медитации. Примером вхождения в Сад Истины стал знаменитый рабби Акива, живший вначале первого тысячелетия н. э. Рабби Акиве удалось в совершенстве овладеть этим путем. Он умел уходить и возвращаться, то есть поддерживал гармоничное равновесие между духовной и обыденной жизнью. Каббалу считают Устной Торой в отличие от письменного библейского повествования, записанного на иврите. Передача из уст в уста означала прямую связь учителя с учеником. Нетрудно предположить, что в момент прямого контакта происходил не только обмен опытом, но и передача энергетических потоков. Довольно часто мы сталкиваемся с этим необходимым условием в индийских, китайских восточных практиках. Древние учителя обладали высоким духовно-вибрационным потенциалом, который настраивал учеников на тонком уровне. Скорее всего, так происходило и в обучении Каббале.

Специфика и трудности медитации

Многие поколения каббалистов довольно успешно практиковали и описывали собственные состояния. Но язык трактатов был чрезвычайно труден для обычного понимания. Таким образом знание охранялось от профанов. В довольно отвлеченных метафорах, мистики рассказывали как можно: «пребыть в Небытии», «прилепиться к Богу» или «потеряться в Безграничной Бесконечности». Другой хасидский вероучитель, известный под прозвищем Магид из Межирича, объяснял, что
«...человек должен отторгать свое «я» от тела до тех пор, пока не пройдет через все миры и не станет единым с Богом...». Как видим, «устремленность к абсолютному небытию» во многом пересекается с йоговскими и буддистскими духовными школами. Великие учителя прошлого глубоко постигали человеческую психику и многообразные ловушки, расставленные на пути постижения. Столкнувшись с ангелами и демонами своей собственной души, они осознавали трагические последствия, к которым может привести преждевременное погружение в глубину подсознания.

Первый опыт рабби Акивы стал уроком в назидание для будущих испытателей. По преданию, рабби Акива вместе с тремя соотечественниками практиковал эту сложную форму вхождения в Пардес – в Сад Истины. Техника требовала исключительного сосредоточения и чистоты духовных помыслов. Для трех остальных единомышленников все кончилось плачевно. Один раввин умер во время этих занятий, другой сошел с ума, а третий отступил от веры. Только один Акива вышел целым и невредимым, достигшим высочайшей ступени духовного подъема. Какими бы ни были экстатические видения, великолепными или ужасными, все они не более чем порождения ума самого созерцателя. Столкнувшись ангелами и демонами своей собственной души, практик мастерски использовал особые приемы, к примеру: если на пути возникала преграда – образ демонического стража, искатель призывал на помощь образы Суда Господня. Помещая визуализацию Суда перед своим взором в виде ярко светящейся красной сферы, каббалист повторял священное имя Адонаи до тех пор, пока пугающий образ не растворялся до конца. На другой ступени медитации созерцателю следовало вызывать в себе внутреннее видение яркого света и отождествлять его с ризой, в которую облачился Господь. Аналогичные световые образы мы встречаем в восточных школах медитации, где яркие вспышки ослепительного света указывают на определенные успехи по пути к просветлению.

Каббалистических учеников предупреждали о необходимости внимательно следить за изменениями в дыхании, смотреть, не появилась ли у них испарина, дурнота или головокружение. Авраам Абулафия предостерегал: «...После многих движений и сосредоточений на образы и состояния волосы на твоей голове встанут дыбом, кровь твоя вострепещет, все тело твое будет охвачено дрожью. И трепет падет на все твои члены, и ощутишь ты в себе некий новый дух, укрепляющий тебя, пронизывающий все твое тело, подобно благовонному маслу, умащающему тебя с головы до ног». Очевидно, что усиленные психотехники приводили практиковавших последователей Каббалы к активизации энергетики, раскрытию чакр и дальнейшей трансформации сознания.


Рубрикатор