Право первой ночи

Главная / Номера / № 11 (11) от 01 марта 2004 года / Право первой ночи

Право первой ночи

В 1507 году городской совет французского городка Амьен принял новый закон: «Муж не имеет права делить ложе с женой в первую брачную ночь без разрешения своего сеньора, прежде чем сам сеньор не соблаговолит разделить ложе с женой своего вассала». Если бы такое распоряжение вышло сегодня или даже лет сто-двести назад, правозащитники и новоиспеченные мужья наверняка устроили бы марш протеста. Но в начале 16 века вышеизложенный юридический акт простые горожане встретили бурей радости! Больше того - муж-вассал даже старался материально отблагодарить своего сеньора за «первопроходство». Чем объяснить этот феномен? Альберто Гомес, исследователь средневековья, утверждает: все дело в суевериях, бытовавших в то время среди простонародья.
В древности, когда в Европе процветали шаманские культы, считалось, что только колдун способен лишить девушку невинности без «побочных эффектов» вроде гнева духов и богов. Например, у древних скандинавских племен существовал такой обычай. С наступлением темноты перед первой брачной ночью волхв уводил девственницу в лес, разжигал костер и приносил богине Фрие жертву - лося или кабана. И только после этого совершал с девушкой ритуальное соитие.
В средние века роль волхва унаследовал феодал, причем это было не только его правом, но и священной обязанностью. Французский этнограф Пьер Гордон пишет, что владетельным графам и герцогам в год приходилось лищать невиннности до сотни девственниц. Ну, а если сеньор по возрасту уже не мог совершать такие подвиги, его функции брал на себя кто-нибудь из сыновей или слуг. Право первой брачной ночи распространялось и на монахов. Истории известен случай, когда монахи одного монастыря в Пьемонте обратились к местному епископу с просьбой избавить их от подобной процедуры. Иерарх пошел им навстречу и заменил право первой ночи уплатой денежной компенсации.
В папуасском племени арунто незадолго до свадьбы жених просил двоих-троих приятелей похитить невесту и сорвать красный цветок ее невинности. Те выполняли пожелание товарища и возвращали невесту родителям. С этого момента все мужчины племени могли прийти в ее дом и «опробовать» новоиспеченную женщину. Как только поток желающих исчерпывался, новобрачные играли свадьбу. Подобный альтруизм процветал и в других районах земного шара.
Французский исследователь Жак Марсиро так описывает брачный обычай Маркизских островов: «Молодая супруга ложится, кладет голову на колени мужа. Тот подает гостям специальный знак. Все мужчины, приглашенные на свадьбу, выстраиваются в цепочку, напевая и пританцовывая, и по очереди, в порядке старшинства, совершают с новобрачной половой акт». Похожий обряд существовал и у австралийских аборигенов. И у живущего в Папуа племени дани, и в Центральной Африке. А вот у некоторых народов Сибири и крайнего Севера принято было приглашать на первую ночь «чужака» - представителя другой народности. Причем такая гостеприимность имела чисто эгоистические причины: считалось, что вместе с кровью девственницы на мужчину изливается гнев предков. А если обряд проводит иноземец, то он и принимает огонь на себя!