Готовимся ли мы к празднику Рождества Христова?

Главная / Номера / № 01 (20) январь 2008 год / Готовимся ли мы к празднику Рождества Христова?

Готовимся ли мы к празднику Рождества Христова?

Среди зимы – 7 января по нашему православному календарю – встречаем мы великий и радостный праздник Рождества Христова – Бог стал истинным человеком, не переставая быть Богом, для того чтобы спасти нас от греха, проклятия и смерти, тяготевших над человечеством после грехопадения наших прародителей Адама и Евы.

«Вот настает, – поучает великий отец Церкви св. Иоанн Златоуст, – праздник честнейший и важнейший всех праздников. Кто назовет его матерью всех праздников, тот не погрешит. Что же это за праздник? Это Рождество Христово по плоти; в этом празднике имеют начало и основание и Богоявление и Священная Пасха, Вознесение Господне и Пятидесятница. Если бы Христос не родился по плоти, то и не крестился бы, а это – праздник Богоявления; и не пострадал бы, а это – Пасха; и не послал бы Святого Духа, а это – Пятидесятница. Итак, от праздника Рождества Христова начались наши праздники, как от источника различные потоки» (Беседа VИ о бл. Филогонии).

Св. Церковь призывает нас еще за 40 дней до наступления праздника Рождества Христова достойно готовить себя к его радостному празднованию. Конечно, и подарки делать друг другу не только можно, но и похвально. Однако не в одном этом должно состоять наше празднование. Истинно, по-христиански праздновать наши христианские праздники можно только тогда, когда мы прежде всего и больше всего, позаботимся об очищении наших душ от всякой греховной скверны и нечистоты.

Именно с этой целью наша св. Церковь еще с первых веков христианства установила перед праздником Рождества Христова сорокадневный пост, во время которого христиане говеют, исповедуются и причащаются Святых Христовых Тайн. Этот Рождественский пост начинается с 28 ноября (нов.ст.) и так же, как и Великий пост, называется в Церковном Уставе Четыредесятницей, или Филипповым, потому что начинается он сразу после дня памяти Ап. Филиппа 27 ноября.

Пост этот не отличается столь большой строгостью, как Великий пост: но только по некоторым уставам по понедельникам, средам и пятницам запрещается вкушать рыбу, вино и елей, зато по субботам, воскресным дням и великим праздникам, а также в дни празднования памяти великих святых, если эти дни случатся во вторник или четверг, разрешается вкушать рыбу, а если они придутся в понедельник, среду или пятницу, то разрешается вкушать только вино и елей. От 2 до 6 января включительно вкушать рыбу нельзя. Последний день поста 6 января называется сочельником, или правильнее – сочевником от сочива, которое полагается в этот день вкушать за трапезой. Сочиво – это то же, что коливо, то есть скудное кушание. Это – кушание из сухих зерен пшеницы, гороха, чечевицы или ячменя, размоченных водой или с медом. Оно же называется кутиею. У православных всегда сохранялся благочестивый обычай – не есть ничего до появления первой вечерней звезды, которая напоминает о явлении на Востоке звезды, возвестившей о рождении Христа Спасителя. Этот обычай внушает, что пост Рождественский должно хранить до самого праздника Рождества Христова.

Особенно торжественно справляется с самых древних времен Навечерие Рождества Христова 6 января. Издревле совершаются в этот день, если он не придется в субботу и воскресение, Царские Часы, называемые так потому, что на них присутствовали цари, приходившие поклониться новорожденному Царю царей, и им возглашалось тогда многолетие с произнесением их полного царского титула. Пред Евангелием и по всему храму воскуряется фимиам, в воспоминание смирны и лавана, принесенных волхвами с Востока новорожденному Царю Иудейскому. На часах читают ветхозаветные пророчества о Рождестве Христовом, а также апостольские и евангельские чтения, свидетельствующие об исполнении этих пророчеств. Чтения сопровождаются торжественными песнопениями, изъясняющими эти чтения и прославляющими наступающий праздник.

После совершается литургия св. Василия Великого, предваряемая вечерней, на которой опять читаются ветхозаветные пророчества о явлении в мир Мессии. По отпусте литургии, среди храма торжественно прославляется наступивший праздник пением тропаря его: «Рождество Твое, Христе Боже наш» и кондака: «Дева днесь Пресущественнаго раждает», и все поздравляют друг друга с наступившим праздником Рождества Христова.

Так Церковь в течение сорока дней готовит верующих к встрече этого великого и радостного праздника. Великая духовная радость Церкви в день этого праздника особенно выражается в торжественном пении пророческих слов св. пророка Исаии на великом повечерии: «С нами Бог! Разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог!» В древности всенощное бдение в канун этого праздника продолжалось действительно всю ночь до самого утра, как свидетельствует об этом церковный песнописец пр. Косьма Маиумский: «От ночи до утра славословим Тебя, Человеколюбче!»
Архиепископ Аверкий
(Таушев)


Рубрикатор