Как «эффективное» государство обирает своих граждан
Как «эффективное» государство обирает своих граждан
Пришло письмо от нашего читателя Анатолия Евгеньевича К-на из Екатеринбурга, где он поднял очень сильно наболевшую тему капитального ремонта и сделал ряд интереснейших замечаний, которыми я рад поделиться с нашими читателями наравне с собственным соображениями.
ТРОЯНСКИЙ КОНЬ
Не многие знают, в соответствии со статьёй 16 ФЗ РФ от 04.07.1991 за № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в её первой редакции говорится:
«Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта в соответствии с нормами эксплуатации и ремонта жилищного фонда, осуществляется, как правило, после проведения наймодателем капитального ремонта. При согласии граждан за не произведенный ремонт наймодателем может выплачиваться соответствующая компенсация».
Правда, впоследствии эту статью очень сильно изменили, чтобы оправдать тот факт, что государство не исполнило требования собою же принятого закона, то есть не произвела капитального ремонта, даже общего имущества многоквартирного жилого дома (далее по тексту МКД), при передаче недвижимого имущества в собственность граждан.
То есть ссылки на постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 года за № 170 исчезла, кто и как будет определять «нормы эксплуатациии ремонта жилищного фонда», не ясно. Таким образом, государство подарило своим гражданам очередного троянского коня, заманив их возможностью продавать, дарить и завещать недвижимое имущество, не объяснив при этом, что за «подарок» государство будет взимать налоги, неоднократно заставит раскошелиться на ремонт этого «подарка» и в конечном итоге станет повышать квартплату до непосильного уровня, чтобы потом, вытянув из гражданина все соки, изъять свой «подарок» по суду за неуплату. При этом, создав целый класс как бы собственников, которые должны «нести бремя содержания» этого «подарка», государство создало такие правила, что эти как бы собственники являются на деле самыми бесправными людьми в стране. Их имущество захватывают путём подделки документов (как правило, это протоколы общих собраний), а каждый отдельный собственник не в состоянии защитить своё личное право даже в суде. Им навязывают свою волю УК и различные мошенники в руководстве ТСЖ и УК, и собственник опять ничего не может с этим поделать.
Известны случаи, когда в ТСЖ путём подделки документов при активном содействии местных администраций загонялись целые микрорайоны городов-миллионников, и потом МКД годами судились с ТСЖ за право выхода из этих «добровольных» объединений. Кстати говоря, несмотря на многочисленные факты подделки протоколов общих собраний собственников жилья, я не знаю ни одного случая, когда по этому поводу было бы заведено уголовное дело. А история установки приборов учёта коммунальных ресурсов - это вообще песнь песней того безобразия, которое гордо именуют государственной жилищной политикой.
Вы можете представить себе магазин, где вы обязаны были бы купить себе весы, чтобы взвешивать на них купленную для себя колбасу или халву?! Вы можете представить себе такси, для обслуживания в котором вам необходимо приобрести счётчик, чтобы точно отмерить количество предоставленной вам услуги? Бред, скажете вы - и будете правы! Но ведь именно это и происходит с нами в сфере ЖКХ. Мало того, государство предпринимает поистине титанические усилия, чтобы вы не ощутили выгоды от приобретённых нами приборов учёта. Это и постоянные платные (то есть за наши с вами деньги) перекодирования приборов учёта в связи с очередной (и, наверное, не бескорыстной) блажью Государственной думы о переходе то на зимнее, то на летнее время. Это и платные проверки приборов учёта, где выгодоприобретателем являетесь не вы, а ресурсоснабжающая организация, ведь именно она заинтересована в точности ваших приборов учёта. Это и малый межпроверочный период приборов учёта, сводящий на нет всю экономию, которую этот прибор вам якобы даёт. Это и постоянные попытки надувательства при установках общедомовых приборов учёта, как о том написал наш читатель.
НАВЯЗАННОЕ БРЕМЯ
Введенный законом от 25.12.2012№ 271-ФЗ порядок организации капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов является фактически признанием провала государственной жилищной политики. Настоящих собственников как не было, так и нет. Жилой фонд и коммунальные сети стремительно ветшают. Криминализация рынка ЖКХ всё усиливается в виду практически полного бесправия «собственников».
Согласно этому закону, организация капитального ремонта возложена на органы государственной власти субъектов РФ, которые облагают собственников квартир многоквартирного дома обязательным взносом на этот ремонт, составляют региональную программу капитальных ремонтов многоквартирных домов с указанием очередности и сроков, создают регионального оператора для аккумулирования взносов и выполнения функций технического заказчика, финансирующей организации и контролера качества капитального ремонта. Да, за собственниками квартир оставлена формальная возможность голосованием на общем собрании «принимать решения» по вопросам капитального ремонта, например определения размера взносов, способа формирования фонда капитального ремонта. Но в реальности собственники могут принять лишь больший размер отчислений, никак не меньший. Все остальные вопросы требуют от граждан наличия специальных знаний - от составления сметы расходов и перечня необходимых работ и до поиска источников финансирования и определения порядка кредитования работ. Для этого государство даже расщедрилось на бесплатные курсы и семинары старших по дому, советов МКД и т.д. При этом государство фактически обязало собственников всем этим заниматься, хотя граждане России, проживающие в других странах, могут подтвердить, что ничего подобного собственникам жилья в стране их пребывания никто не навязывает.
Получается, что государство лишь продекларировало собственников квартир многоквартирных домов собственниками общего имущества дома и обязало их нести бремя расходов на его содержание, при этом опять войдя в противоречие с собственными же законами. Так, согласно Гражданскому кодексу, недвижимое имущество становится объектом права, а его коллективный собственник - субъектом этого права только при выполнении таких обязательных условий: собственник имеет статус юридического лица и должен быть занесен в Единый государственный реестр юридических лиц, он имеет печать и счет в банке, отвечает по своим обязательствам своим имуществом, образовал постояннодействующий исполнительный орган, имеющий к тому же постоянный юридический адрес (ст. 51 и 54 ГК). Кроме того, недвижимое имущество должно быть описано и зарегистрировано вместе со сведениями о праве на него в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним с выдачей собственнику документа, удостоверяющего его право на недвижимость (ст. 131 ГК). При этом государство фактически призналось в навязывании «бремени содержания», наотрез отказывая собственникам в праве самим устанавливать правила игры.
Поэтому я лично предлагаю пенсионерам не торопиться с приватизацией своего жилья и идти на этот шаг только при наличии удостоверенных нотариусом гарантий наследников этой собственности оказывать финансовую помощь в содержании и оплате капитального ремонта той собственности, которую они в будущем смогут наследовать. Также граждане вправе отказаться от ненужной им собственности, расприватизировав её и вернув государству бремя её содержания. Кроме того, впору создавать политические объединения как бы собственников жилья, которые возьмут на себя отстаивание интересов миллионов людей в их затянувшейся тяжбе с «эффективным государством».
Вопрос разбирал Андрей Сальников