Социальное обслуживание по новым правилам
Социальное обслуживание по новым правилам
1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – новый закон). При этом большая часть актов, прежде регулирующих социальное обслуживание граждан, утратила силу. В частности, прекратили свое действие Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (далее – старый закон) и Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
Рассмотрим, какие изменения необходимо иметь в виду гражданам в связи с вступлением в силу нового закона.
Введено понятие «получатель социальных услуг»
С 1 января из законодательства исчез термин «клиент социальной службы», вместо которого введено понятие «получатель социальных услуг» (п. 3 ст. 3 нового закона). Гражданин может быть признан получателем социальных услуг, если он является нуждающимся в социальном обслуживании и ему предоставляется социальная услуга.
Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств:
- полная или частичная утрата способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обеспечению основных жизненных потребностей в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
- наличие в семье инвалида или инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
- наличие ребенка или детей, испытывающих трудности в социальной адаптации;
- невозможность обеспечения ухода за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
- насилие в семье или внутрисемейный конфликт, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами или страдающими психическими расстройствами;
- отсутствие определенного места жительства;
- отсутствие работы и средств к существованию;
- наличие иных обстоятельств, которые на региональном уровне признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан (ст. 15 нового закона).
Теперь информация о получателях социальных услуг заносится в специальный регистр.
Его формированием занимаются субъекты Федерации на основании данных, предоставляемых поставщиками социальных услуг (ст. 26 нового закона).
До 1 января 2015 года социальное обслуживание предоставлялось гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Обычно под этим подразумевались инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п. (ст. 3 старого закона).
Определен поставщик социальных услуг
Поставщик социальных услуг - это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (п. 4 ст. 3 нового закона).
Расширен перечень видов социальных услуг
После вступления в силу нового закона граждане могут рассчитывать на предоставление им следующих видов социальных услуг:
• социально-бытовые;
• социально-медицинские;
• социально-психологические;
• социально-педагогические;
• социально-трудовые;
• социально-правовые;
• услуги в целях повышениякоммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности.
Срочные социальные услуги (ст.20 нового закона).
К срочным социальным услугам относится обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилого помещения, оказание юридической и экстренной психологической помощи. Гражданин может рассчитывать на получение таких услуг в сроки, обусловленные его нуждаемостью.
При этом с 1 января текущего года граждане лишились возможности получать материальную помощь в виде денежных средств, топлива, специальных транспортных средств, а также реабилитационные услуги, которые ими могли быть получены ранее
Установлен порядок расчета платы за получение социальных услуг
Как и раньше, социальные услуги могут быть предоставлены бесплатно или за плату (ч. 2 ст.17 нового закона).
С 1 января 2015 года на предоставление бесплатных социальных услуг могут рассчитывать: несовершеннолетние; лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов; лица с доходом, равным или ниже среднедушевого дохода, установленного регионом для предоставления социальных услуг бесплатно (при получении социального обслуживания на дому и в полустационарной форме). При этом размер такого дохода не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума.
Как видим, из числа лиц, имеющих право на бесплатное соцобслуживание, исключены безработные граждане (если такая категория граждан не предусмотрена законом субъекта Федерации).
Пример. Величина прожиточного минимума в Московской области за III квартал 2014 года для пенсионеров составляла 6804 руб. Значит, до 1 января на получение бесплатной социальной услуги мог претендовать, например, одинокий пенсионер из Московской области с доходом менее 6804 руб. в месяц. После вступления в силу нового закона размер дохода, позволяющего получить право на бесплатную соцуслугу, не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума. Теперь для получения бесплатной социальной услуги при прочих равных месячный доход одинокого пенсионера должен быть 10 206 руб. или менее (1,5 x 6804 руб.)
Для тех, кто не имеет права на получение бесплатных социальных услуг, за их предоставление установлена плата. Пример. Рассчитаем по новому закону максимальный тариф на соцуслуги в полустационарной форме для одинокого пенсионера из Московской области с месячным доходом в 12 тыс. руб. Плата за соцобслуживание на дому и в полустационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода. Величина среднедушевого дохода пенсионера - 12 тыс. руб. (учитывается только размер его пенсии, поскольку нет других членов семьи, имеющих доход), предельная величина среднедушевого дохода для одинокого пенсионера из Московской области составляет 10 206 руб.
Следовательно, максимальный тариф на соцуслугу должен рассчитываться по следующей формуле: (12 000 руб. - 10 206 руб.) x 50%= 897 руб.
Таким образом, с 1 января 2015 года тариф на предоставляемые пенсионеру социальные услуги на дому и в полустационарной форме не может превышать 897 руб. Это значение изменится, если пенсионеру необходимо лечение в стационаре. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.
Формула для расчета тарифа будет следующая: 12 000 руб. x 75% = 9000 руб.
Таким образом, тариф на лечение в стационаре не может быть более 9000 руб. в месяц.
Изменен порядок получения социальных услуг
С начала текущего года для получения социальной услуги гражданину необходимо подать заявление. Заявление на соцобслуживание может быть написано самим гражданином, его представителем или иным лицом (органом) в его интересах (ст. 14 нового закона). Подать заявление можно в том числе посредством направления электронного документа.
Бланки
С каждым получателем социальных услуг составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг. Получатель помощи может отказаться от какой-то услуги, но поставщик обязан ее предоставить по желанию получателя.
Составляется программа в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении социального обслуживания, а пересматривается не реже чем раз в три года. Срочные соцуслуги оказываются без составления индивидуальной программы.
Определена организация социального обслуживания
С 1 января 2015 года социальное обслуживание финансируется за счет федерального бюджета, благотворительных взносов и пожертвований, собственных средств граждан (при предоставлении социальных услуг за плату), доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иных не запрещенных законом источников (ст. 30 нового закона). Предполагается, что данное нововведение поможет уравнять объем предоставляемых соцуслуг в разных регионах.
При этом новый закон не устанавливает никаких требований к кадровому обеспечению социальных служб. Напомним, ранее работниками социальных служб могли быть только специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания, и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг.
Источник: ГАРАНТ.РУ
Мнение редакции: Чтобы получить адресную поддержку со стороны органов социальной защиты, надо быть не просто бедным, но очень бедным. Провозглашенный в новом социальном законодательстве принцип адресности редакции не защищает пожилых, а позволяет снимать бесплатное социальное обслуживание с пенсионеров, имеющих «средний» достаток.
Как это произошло? С недавнего времени социальные службы стали считать пенсией не столько страховую часть, но и все доплаты, включая разного рода компенсации, в том числе – надбавку, получаемую всеми, кому исполнилось 80 лет – это порядка 3 тыс. руб. И со среднего пенсионера сняли бесплатного социального работника, ему приходится платить за бесплатный обед, за компьютерные курсы, за стрижку и многое другое.
Есть ли у нас одинокие? Есть. Однако новое законодательство больше их не учитывает. В ФЗ 442 отсутствует строка «одинокий», «одиноко проживающий». Этот статус чаще всего дают людям старшего возраста. А законодатели решили закрыть глаза на этих людей и их непростые проблемы.