Как мужья второй раз женились
Как мужья второй раз женились
Это было ещё до войны. Организовали по сёлам колхозы, в нашем селе тоже родился колхоз с красивым названием «Заря», людям стало легче жить. Осенью убрали урожай, после своих маленьких полосок земли получили невиданный урожай.
Столько пшеницы в домах крестьян ещё не бывало. Захотелось людям наконец-то поесть власть настоящего своего хлебушка, какой ели только господа, а тем, кто растил, не хватало его никогда, даже грубого помола с мякиной вместе. А тут хлебушек свой, никому ничего не должен. Мели, пеки, ешь на здоровье.
Собрались мужики и решили везти пшеницу на помол в соседнее село, там мололи, как говорили, на сеянку, то есть мука была высокого качества. Задумано, сделано. Навалили мешки на 4 брички, почти что всей бригаде. Приехали к соседям, а там бричек тех видимо-невидимо, даже за неделю очередь не дойдёт.
Один из мужчин предложил товарищам пойти к его родственникам, он до этого работал здесь бригадиром тракторной бригады, может, помогут пропустить их вне очереди. Пришли, им были очень рады, сразу на стол выпить, закусить и давай уговаривать: мол, пока очередь подойдёт, вы нам тут кое-что поможете, а то зашились с техникой, а пахать, сеять озимые надо. Уговорили. Распределили их по хатам на постой, чтоб не голодали. Наши мужики помогли соседям с ремонтом тракторов, сельхозинвентаря. Но забаловались мужики от сытой кормёжки да от пристального внимания стряпух. Объявили мужики бабам, что они на них женятся, только вот отвезут муку людям, соберут свои пожитки и прямиком к ним. Новые жёны с почётом проводили, попросили не задерживаться.
Женщины стали с нетерпением ждать своих скороспелых мужей. Ждут неделю, другую, а мужики не идут. Собрались, поговорили и решили, что мужиков, наверное, колхоз не отпускает. Мы заявимся, их отпустят или нас к себе в колхоз позовут. Ну раз решили - обувь на плечо, узелок в руку и пошли степью, напрямик. К заходу солнышка они и объявились в нашем селе, на нашей Сахалинской улице. Как раз наши хозяйки коров встречали, стадо пригнали.
Спрашивают пришедшие женщины у наших, знают ли они мужиков, а сами называют их всех поимённо. Конечно, знаем, отвечают наши, все тут вот, на этой улице и живут, но их ещё нет дома, они на дальнем поле, но скоро будут. Пригласили гостей пройти в хату, умыться с дороги. Сейчас, говорят хозяйки, будем ужин готовить и на радостях, что у нас гости, ужин будет в одном дворе. Гости кинулись помогать хозяйкам. А как на улице показались провинившиеся, женщины «жён» спрятали.
Стол был во дворе уже готов. Мужчинам сказали, что сегодня праздник, а их ждёт сюрприз, чтоб они скорее умывались, переодевались. Мужики взволнованы, друг друга спрашивают, что сегодня за праздник, чего это наши бабы такие добрые, чего придумали, вон даже и бутылки на столе.
Наконец уселись, потирая руки от удовольствия. Тут-то старые жены и вывели гостей (они ведь им не признались, что они то и есть жены их «мужей», а у них все выпросили). Мужики как увидели обманутых женщин, как опустили головы, так и не подняли их. А женщину каждую усадили рядом с возлюбленным. Хозяйки веселы, налили стопки, одна жена произнесла тост: давайте, подружки, выпьем за наших многоженцев, ведь мы их жёны.
Ни один мужик не взял стакан в руки, сидели красные, как варёные раки... Жёны испугались, подумали, что им сейчас перепадёт, как куцому на перелазе, но хозяйки были очень приветливы. С большим усердием кормили их, пели, плясали, обнимали пришедших женщин. И тут подруги поняли, что им выволочка не грозит, они были благодарны хозяйкам за такой добрый приём, ласку, обходительность. После весёлого ужина хозяйки увели подруг спать. Мужьям своим дали наказ: ночью хорошо подумать и решить, с кем они будут жить. Так прошла ночь, мужчины просидели всю ночь за столом, о чём говорили - тайна. Хозяйки не отпустили подруг без завтрака, те уже собрались домой, когда на улице еле-еле засветало. Когда «жёны» только вышли из хаты, «мужья» кинулись им в ноги и давай просить прощения, бес, мол, который сидел в бутылках, их попутал, да и дети у них по двое, по трое. Да подруги и сами это видели, сами всё поняли, поклонившись, они пустились в обратный путь.
Хозяйки проводили женщин за село, пожелали им счастливого пути, просили наведываться к ним, а они к ним тоже заглянут при случае. Вот так и расстались: тихо, мирно, по-доброму. А мужьям долго пришлось умолять жён помириться с ними. Жены говорили, что, когда они съездят на мельницу, да выйдут там замуж, вот тогда и помирятся. На такое предложение мужья категорически были не согласны. Вот такой праздник был у нас на Сахалинской улице в колхозе «Заря».
Но дело в том, что этот праздник имел продолжение на многие десятки лет, а вернее, до последних дней наших дорогих, золотых сердцем мам.
Началась война, и тут уж пришлось нашим мамам самим ездить на мельницу. Мамы обязательно забегали к подругам в гости, одаривали друг друга нехитрыми гостинцами. Подруги тоже наведывались к нашим мамам. У них свои дела - менялись семенами овощей, цветов, узорами вязания, новыми фасонами платьев. У нас был замечательный сад, отец саженцы привёз с Украины. Подруги приезжали к нам за яблоками, луком, чесноком, свёклой. Щедрые были наши мамы, тогда всё давалось от души с пожеланием кушать на здоровье. А из всех наших отцов с войны пришёл домой только один, ранен был не единожды, поэтому и не зажился на белом свете, давно уже умер. Подросли мы, уже мы ездили на мельницу, бегали к подругам своих мам и, конечно же, как всегда передавали гостинцы, а от них привозили гостинцы своим мамам. Нет давно наших мам, да и нас, сирот войны - пальцы и на одной руке не нужны. Победили страшное время в войну и после неё только потому, что у наших мам были щедрыми души, золотыми - сердца, огромное желание помочь, и не только ближнему. Вот сейчас, в это лихое, безнаказанное время, быть бы людям такими, как наши мамы.
Бугримова Т.А., Ставропольский край, с. Султан