Цена подвига

Главная / Номера / № 08 (51) июль 2010 года / Цена подвига

Цена подвига

В нашу газету обратилась Смирнова Любовь Григорьевна, проживающая в рабочем посёлке Тальменка, что в Алтайском крае. По словам Любови Григорьевны, в недрах Минздравсоцразвития готовится закон о выравнивании мер социальной поддержки, предоставляемых гражданам, получившим радиационное облучение в разного рода технологических катастрофах, например аварии на Чернобыльской АЭС, и граждан, переживших испытания на полигоне  в Семипалатинске. Получив столь масштабный вопрос, редакция обратилась в Минздравсоцразвития России с просьбой развёрнуто ответить по существу заданного вопроса. И вот такой ответ мы получили.

Меры социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию вследствие ядерных   испытаний на Семипалатинском полигоне, предусмотрены Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ (далее - Закон). В частности, пунктом 17 статьи 2 Закона гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), предусмотрена оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципальных фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними: оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.

Указанной статьей Закона определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг,  предусмотренных пунктом 17  названной статьи Закона. При этом установлено, что форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Объем средств на реализацию передаваемых субъектам Российской Федерации полномочий определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, а также утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов.

Данные вопросы отнесены к компетенции Министерства регионального развития России. Статьей 5 Закона установлено, что меры социальной поддержки гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), вне зависимости от факта их социального положения и места работы предоставляются на основании удостоверений образца, порядок выдачи которых утвержден приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 18 сентября 2009 года № 540.

Федеральным законом от 27 декабря 2009 года № 376-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» с 1 января 2010 года установлена индексация ежемесячной выплаты денежных компенсаций, предусмотренных пунктом 6 статьи 2 Закона в размере 200 рублей на приобретение продовольственных товаров гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), а также пунктом 3 статьи 4 в размере 35 рублей на питание школьников, если они не посещают школу в период учебного процесса по медицинским показаниям и в размере 180 рублей на питание дошкольников, если они не посещают дошкольные учреждения по медицинским показаниям.

При этом с целью обеспечения равных прав граждан вышеназванные компенсации установлены в новых размерах, аналогичных размерам соответствующих компенсационных выплат, предусмотренных для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с последующей их индексацией. Статьей 6.7 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» гражданам, подвергшимся воздействию радиации, в том числе вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, гарантировано предоставление набора социальных услуг (НСУ), предусмотренных статьей 6.2 данного Федерального закона.

В частности, входящая в состав НСУ путевка на санаторно-курортное лечение предоставляется гражданам при наличии медицинских показаний. При этом периодичности выделения путевки законодательством не установлено. Что касается определения единой системы социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, информируем.

Согласно положениям постановления Конституционного суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года № 18-П государство с учетом особого характера техногенной катастрофы на Чернобыльской АЭС, не позволяющего обеспечить в полной мере социальную защиту пострадавших граждан применением к ним норм отраслевого законодательства, приняло специальный законодательный акт - Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предусматривающий целый ряд льгот гражданам, пострадавшим вследствие этой экстраординарной по своим последствиям техногенной катастрофы.

В этой связи предложение о распространении мер социальной поддержки, предусмотренных для граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, на граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, нарушает концепцию указанного выше Закона Российской Федерации.

Заместитель директора Департамента по делам инвалидов  В. П. Беренда

От редакции: то есть по факту, облучение может быть одинаковым, а меры социальной поддержки будут  разные. Да, Чернобыль – случай, к счастью, экстраординарный, но получается, что ядерное оружие, которое одно и сохранило свободу и независимость России в холодной войне, да и в постперестроечные времена, сейчас никому не нужно, как не нужны и его создатели. Но это ведь не так. Кроме того, разделение граждан по признаку места, где они получили облучение, противоречит Конституции РФ, так как ставит в неравное положение одних льготников, получивших дозу облучения в 25 сЗв (бэр), по сравнению с другими, получившими равную дозу облучения.

Всё-таки кодификация  хотя бы этой части социального законодательства помогла бы избежать и недовольства граждан, и многократного повторения этих вопросов в последующих обращениях граждан.


Рубрикатор