Если бог в сердце твоем

Главная / Номера / № 40 (127) от 29 сентября 2003 года. / Если бог в сердце твоем

Если бог в сердце твоем

 

На вопросы Анатолия Петровича отвечает иеромонах Флавиан (Матвеев), член Епархиального Совета, помощник благочинного центрального церковного округа по г. Екатеринбургу, исполняющий обязанности настоятеля Крестовоздвиженского мужского монастыря.

- В ответе на первый вопрос я хотел бы вспомнить одну интересную теорию. Ее сторонники формулируют такую закономерность: достойные и полезные обществу люди уходят из жизни в молодые годы, а злонамеренные живут до преклонных лет. Я не сторонник фатализма и имею другую точку зрения. Обычно мы всегда обращаем внимание на смерть человека, который при жизни был действительно человеком с большой буквы. В то же самое время мы не замечаем множества смертей злонамеренных людей. Их умирает столько же, а иногда и больше, но мы этого не воспринимаем, потому что нам их смерть не интересна. Анатолий Петрович привел яркий пример – убийство протоиерея Александра Меня, который действительно был замечательным религиозным просветителем. Он трудился на ниве проповедания Слова Божия и до перестройки, что для других пастырей было практически невозможно. Неожиданно он погибает. Конечно, мы скорбим и переживаем по этому поводу… А где-то совсем рядом умирают несколько злонамеренных людей, но мы никакого внимания на их смерть не обращаем. Такова особенность нашего человеческого восприятия: уход из жизни ярких и положительных людей откладывается в нашем сознании, а все остальное зачастую минует нас. 

Что касается того, что Господь не защищает верных ему людей, то здесь надо понять следующее. Мы называем Христа Спасителем, и нам надо четко понимать, от чего именно Христос спасает, и вообще для чего он приходил на землю. Христос есть единственный посредник между Богом и человеком. Почему именно так? А потому, что Христос не просто Бог и не просто человек. Он Богочеловек, совершенный Бог и совершенный человек. Он Бог, принявший на себя полноту обладания человеческим естеством, человеческой природой. Он пришел на землю, чтобы искупить нас от греха, проклятия и разлучения с Богом, чтобы исправить поврежденное грехом человеческое естество, умереть, воскреснуть и затем преображенную человеческую природу дать нам. Мы принимаем ее через святое Причащение. Это миссия Христа, и мы молимся Христу и называем его спасителем исключительно в этом смысле. Для нас важна тема преодоления смерти, но большинство людей имеет об этом земное представление. Они думают: человек рождается, живет и умирает, и после физической смерти никакой жизни не существует. Это точка зрения атеистов. Но мы-то понимаем, что человек, родившись, уже не умрет никогда, если его душа находится в единении с Господом, если он принимает Христа в свое сердце. Поэтому когда мы говорим «Христе, Спасе, спаси души наши!», мы надеемся, что во Христе мы соединимся с Богом. Важно понять, что в таком смысле наша земная  жизнь представляется лишь тем промежутком времени, который нам надо использовать для того, чтобы достичь близости к Богу. Как это достигается? С

начала мы принимаем святое Крещение, затем принимаем Причастие и другие таинства и этим самым свою душу освящаем благодатью Божьей.  Земная наша жизнь – это совокупность каких-то радостей и скорбей, но если мы действительно хотим приобщиться к Богу, нам надо все эти радости и скорби использовать для высшего блага, а не для того, чтобы просто продлить пребывание в этом мире. Таким образом, если  жизнь нужна нам для спасения, мы должны понимать, что в продолжении этой жизни (в качестве самоцели) никакой ценности быть не может. Например, совершенно нормально, когда человек жертвует собой ради других, как Александр Матросов, или когда он своей смертью запечатлевает верность Христу. Святых мучеников заставляли поклоняться идолам, но они категорически отказывались и умирали с именем Христа на устах. Господь принимает этих людей в Царствие Небесное только за то, что они нашли в себе мужество именно так расстаться с жизнью. Анатолий Петрович привел пример о войне. Солдаты погибали на войне ради других, они погибали, защищая своих родных и близких. Конечно, если человек истинно верующий, то он и на войне будет молиться, прося Господа даровать ему пожить еще, чтобы окончательно очиститься от грехов. Веруя, он не захочет жить только ради земных удовольствий, он будет стараться стать достойным Господа, быть полезным для ближних своих.

Эльмира АХМЕТШИНА
- Господь принимает решение призвать какого-то человека к Себе. Этот человек добродетелен и близок Ему. Почему тогда Он не изберет для него спокойную смерть, а трагические смерти не оставит для злонамеренных людей?
- Господь, помимо того, что я сказал, также является истинным пастырем и для тех, кто остается жить в этом мире. Если бы на земле что-то было бы предначертано, то это бы перешло из области веры в область знания. Мы бы тогда знали, что если человек, например, праведно живет, то ему внезапная смерть никак не грозит. Но Господь оставляет нам возможность веры. Сама по себе вера – это добродетель, и в любом случае мы никогда не войдем с ходу в область знания. Эта область лежит на высотах духа, когда человек настолько близок к Богу, что он не столько верит в Него, сколько знает Его.
- Может ли некрещеный человек ходить в церковь, молиться и верить, что Бог есть?
- Верить в существование Господа некрещеному, конечно, можно, ибо сам по себе процесс, который приводит человека к крещению, начинается именно с формирования веры. Вера может формироваться по-разному. Одни читают Евангелие и приходят к вере, другие видят какие-то добрые примеры, третьи  приходят к вере через страдания. Человека, пришедшего на крещение, в первую очередь следует спросить: «У тебя есть вера?» Человек некрещеный, но верующий уже находится на пути к Господу.

Что касается молитвы, то, безусловно, человеку некрещеному можно молиться. Молитва есть способ вступления с Господом в личные отношения, ведь Бог и человек являются личностями. Между Богом и человеком может быть личная связь, общение, в этом, собственно, и есть смысл религии. Религия – это восстановление некогда бывшей, но утраченной связи. Поэтому если у человека есть потребность в молитве, то, конечно, пусть этот человек молится. Чем вообще важна для нас молитва? В ней мы привыкаем к мысли, что Бог – наш Творец и заботливый Отец. Когда мы молимся, мы впитываем эту мысль своей душой.

Посещать Божий храм можно. Некрещеный человек может осенять себя крестным знаменем, ведь крестное знамение – это один из знаков, при помощи которых мы являем нашу веру. Он может попить святой воды, которая освящает все и вся. Может послушать богослужение, но надо знать, что есть моменты службы, которые не предназначены для некрещеных людей, поэтому в определенный момент богослужения некрещеные должны по указу служителя покинуть церковь. Для некрещеного человека пребывание в храме является просто неполным, так как нельзя принимать святые Таинства. Для достижения этой полноты, если есть вера в душе, стоит без долгих раздумий принять Крещение и жить во Христе, со Христом, и ради Христа.
Храни вас Бог!


Рубрикатор