Краеведение – это подвижнический труд

Главная / Номера / № 49 (758) от 30 ноября 2015 года / Краеведение – это подвижнический труд

Краеведение – это подвижнический труд


Среди наших читателей есть немало знатоков истории родных мест. Многие по крупицам собирают летопись своего города, поселка, села. Поэтому наверняка краеведам-любителям будет интересно познакомиться со своим профессиональным коллегой.

В гостях у «Пенсионера» - Нина Валентиновна Акифьева, доцент, кандидат исторических наук, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Ее увлекательные книги «История Первоуральска от Демидовых до Бергов», «Билимбай от эпохи Строгановых до наших дней», «Первоуральск и окрестности», «Питейная история Урала», «Здесь Европа встречается с Азией», «Природные особенности городского округа Первоуральск», «Железные караваны на Чусовой» читали многие из тех, кому близка тема краеведения.

Издание «Здесь Европа встречается с Азией» было удостоено главного приза VIII Свердловского областного конкурса «Камертон» в номинации «Литературные произведения» и является лауреатом конкурса «Книга года - 2013» в составе «Лучшая просветительская серия». Автор награждена дипломом UNESCO «за важный вклад в обеспечение международных связей, преданность делу сохранения и пропаганды мирового культурного наследия»; дипломом Законодательного собрания Свердловской области «за высокий уровень краеведческих знаний» и другими наградами. 

- Нина Валентиновна, в этом году увидели свет две ваши новые книги. Расскажите, пожалуйста, о них читателям «Пенсионера».

- Первая книга – «Первоуральск от завода к городу» - посвящена градостроительной истории Первоуральска от основания до наших дней. На основе богатого архивного материала прослеживаются архитектурные, культурные и социально-экономические аспекты исторического развития города, рассказывается о появлении городских районов и парков, наименованиях улиц и площадей, судьбах некоторых первоуральцев.

Внимательный читатель книги узнает, когда построен тот или иной архитектурный объект; кто и зачем переименовывал улицы и еще много других интересных сведений о том городе, который остался лишь на старых картах, рисунках и фотографиях. Издание довольно объемное, в нем 400 страниц, богато иллюстрированное. Достоверность информации подтверждена сносками на архивную и библиографическую базу.

Во второй книге речь идет о старейшем предприятии российской химической промышленности – «Русском хроме 1915». Столетняя история уникального предприятия представлена в жанре исторических очерков, в хронологической последовательности - от открытия Гологорского месторождения и основания Шайтанского хромпикового химического завода, через лишения Гражданской войны, трудности восстановительного периода, модернизацию и трудовой героизм 30-х, испытания Великой Отечественной войны, преобразования 60-х и 70-х, до сегодняшних дней.

Работать над книгой было сложно, но интересно – с помощью слов и образов оживить утраченные события, забытые факты, характер эпохи. Проследить за тем, как менялась жизнь людей завода на протяжении века.Очень хотелось, чтобы книга получилась предельно живой и увлекательной, глубокой и честной, чтобы, начав читать, человек, никогда не слышавший о заводе, обязательно дочитал бы до последней страницы.

- Краеведение для вас – увлечение или работа?

- Наверное, каждый человек по своей природе в той или иной степени краевед. У большинства людей генетическая память ограничивается родственными связями, а у краеведов расширяется до размеров малой родины. Сказать, что краеведение – это увлечение, я не могу: слишком много времени приходится проводить в архивах и библиотеках, занимаясь «раскопками» в многочисленных фондах. Дома - внимательно анализировать собранные материалы, выбирая из пестрого архивного сбора крупицы информации для книги. Назвать краеведение работой тоже язык не поворачивается, потому это - подвижническая деятельность, которую человек принимает на себя добровольно. Увы, но краеведение – это совсем не та сфера деятельности, которая сегодня привлекает внимание общественности. Скажу крамольную вещь: краеведение не пользуется интересом ни у широких народных масс, ни у государственных людей. Получается довольно странная вещь - число патриотов растет, а интерес к краеведению падает. И знаете, меня это не огорчает. Как заметил один наш современник, сейчас поднять голову на миллиметр – это уже повод, чтобы в тебя всё полетело. 

- Вы ощущаете себя популярным писателем?

- Не знаю почему, но нет. Краевед, преподаватель, популяризатор истории – это да, но не писатель, слишком великие люди носили это звание. Насколько я популярный краевед – судить читателю. Знаете, для меня совершенно неожиданной оказалась информация по географии распространения моих книг. Оказывается, они представляют Первоуральск во многих библиотеках мира – от университетов США в Гарварде, Принстоне, Йеле до университета Хоккайдо в Японии, от библиотеки Конгресса США до Берлинской Государственной библиотеки и Национальной библиотеки Великобритании.

- Как вы считаете, здания Первоуральска советской эпохи представляют собой историческую ценность? Как оцениваете современную архитектуру города?

- В городе есть прекрасный Дворец культуры: профессионально спроектирован, хорошо построен и изумительно отделан. Витражи, стекло, мрамор, гранит, мозаичная роспись – все красиво и качественно. Есть улица Ватутина, которую можно смело считать архитектурным памятником. Какая четкая привязка к местности, какое прекрасное видение перспективы! Такую цельную, с единым стилем улицу редко встретишь даже в больших городах. Есть замечательный островок – дома в стиле советского конструктивизма на улице Герцена. Это настоящий первоуральский Арбат. Сделать бы ее шикарной аллеей. Соцгород – это вообще уникальное место - уютный, красивый и зеленый район. Но он уже изрядно засорен безвкусными строениями. 

Современная архитектура Первоуральска меня не смущает. Есть красивые проекты, есть вульгарные, одно несомненно – закончилась эпоха типового домостроения. Теперь каждое здание индивидуально, и это радует.

- Говорят, история – это великий учитель. Так чему же она нас учит?

- Спорный вопрос. На примере одного и того же исторического факта можно получить разные уроки. История объективная, то есть время, прожитое в прошлом минута за минутой, час за часом, непознаваема в принципе. К тому же история может быть опасным идеологическим оружием. Поэтому, если берете на себя смелость преподавать уроки истории, то забудьте про сладкую ложь, не бойтесь страшной правды и учите так, чтобы вас не заподозрили ни в сочувствии, ни во враждебности.

- И традиционный вопрос о творческих планах.

- Планов – громадьё, есть очень интересные идеи. Но пытаться предугадать то, что случиться в будущем,– дело весьма неблагодарное. Не зря ведь существует мудрое высказывание: «Если хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах». Как только планы воплотятся в жизнь, появится повод для нового разговора с читателями.
 
Валентина Демидова, г. Первоуральск


Рубрикатор