Несгибаемая Надежда

Главная / Номера / № 47 (756) от 16 ноября 2015 года / Несгибаемая Надежда

Несгибаемая Надежда


Она - единственная в Екатеринбурге ныне здравствующая дочь солдата Первой мировой войны.

В свои 94 года Надежда Вячеславовна Хлебцевич - тоже ветеран войны, Великой Отечественной, - крепко держит в памяти рассказы отца о событиях вековой давности и свято хранит архивные документы, связанные с  его нелегкой судьбой. 

Многое взяла Надежда Вячеславовна из характера отца, схожими оказались их поступки и жизненные пути. Отличие только одно - Вячеслав Константинович, верный солдат царской армии и храбрый участник Первой мировой, активный создатель коммунистической партии и профсоюзов в Польше, после прибытия в СССР был арестован в 1937-м и менее чем через год расстрелян по обвинению в шпионаже. А вот Надежда, старшая из его пятерых детей, никогда в коммунистической партии не состояла. Ее, дочь «врага народа», не приняли даже в комсомол.

Но бойцовский характер не позволял ей стоять в стороне от больших событий, происходивших в стране. Куда только ни забрасывала судьба их семью! В революционное время люди были легки на подъем, мечтали о счастливой жизни и, не задумываясь о благах, ехали туда, где были нужнее. 

К началу Первой мировой артиллерист Вячеслав Хлебцевич уже год прослужил в царской армии.  Как опытного солдата его сразу направили на северный фронт. Воевал храбро, в кустах не отсиживался. Об этом говорят его боевые награды. 

«Предоставим слово» документам. На запрос жены Вячеслава Константиновича, Анны  Васильевны, Центральный государственный военно-исторический архив СССР в 1967 году ответил, что «в протоколах бригадного комитета 5-й Сибирской стрелковой артиллерийской бригады от 24 марта 1917 года значится член бригадного комитета Хлебцевич В.К.».

Революционный 1917-й застал его в Литве, потом Вячеслав переехал в Белоруссию, где жили его отец и брат. Белоруссия тогда относилась к Польше, это обстоятельство стало впоследствии для него роковым. 

Но до беды было еще далеко. Вячеслав Константинович с головой ушел в строительство новой жизни, с энтузиазмом включился в создание коммунистической партии Польши. 

Надежда  Вячеславовна вспоминает, как однажды отец взял ее, восьмилетнюю, на собрание подпольщиков, которое проходило в лесу. Заместитель директора  института истории партии при ЦК Польской объединенной рабочей партии  Инум Дурно в письме от 29 августа 1968 года сообщил семье Хлебцевич: «На основании имеющихся материалов удостоверяю, что тов. Хлебцевич В.К. был членом коммунистической партии Польши с 1923 года по февраль1932 года, до момента выезда в Советский Союз... Был одним из организаторов и активных деятелей профсоюза стеклянной промышленности... За свою революционную деятельность … 30  апреля 1931 года был арестован и пробыл в заключении по июнь 1931 года».

Бесстрастные архивные документы сообщают, что «в 1932 году вместе с семьей В.К. Хлебцевич перешел границу из Польши в СССР и был направлен для проживания на Урал». Так они оказались в Первоуральске.  Глава семьи начал работать на Новотрубном заводе. 

Многих  специалистов, прибывших из-за границы, в 1937-м арестовали. Вячеслава Константиновича взяли на улице, когда он возвращался с ночной смены. После обыска в квартире не осталось ни одной военной фотографии отца. Обвинение оказалось стандартным – «враг народа». В вину поставили то, что он несколько лет прожил в Польше и, стало быть, являлся польским  шпионом.

Решением Комиссии НКВД и Прокуратуры СССР от 5 ноября 1937 года Хлебцевич был приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение 8 июня 1938 года. 

Определением Военного трибунала Уральского военного округа от 24 июня 1959 года  постановление НКВД и Прокуратуры СССР от 5 ноября 1937 года в отношении В. К. Хлебцевича было отменено за отсутствием в его действиях состава преступления. Он был полностью реабилитирован посмертно…

Надежда Вячеславовна не знала, где похоронен ее репрессированный отец. Выяснилось, что он покоится в огромной могиле вместе с 20 тысячами безвинно пострадавших на 12-м километре Московского тракта. На  одной из мраморных плит высечено имя Вячеслава Константиновича Хлебцевич.  За плечами его дочери – годы, наполненные яркими событиями. В 1972-м, когда до пенсии оставалось всего ничего, она махнула на северТюменской области, где разворачивалась добыча нефти и газа. Оказалась на Обской Губе, в поселке Тазовское. В обыкновенном доме построила пекарню, помогала газовикам обустраиваться.      

Ее можно слушать и слушать, каждый раз чему-нибудь удивляясь. Надежда Вячеславовна  регулярно читает  газеты, смотрит телевизионные новости, печет вкусные булочки и без очков вдевает нитку в игольное ушко. И ведет непримиримую войну с  управляющей кампанией, беззастенчиво обворовывающей жителей Химмаша. Небезуспешно, подключая к этому и прокуратуру Чкаловского района, и Роспотребнадзор, и депутатов.  

На днях Н. В. Хлебцевич  позвонила мне и сказала, что УК создала еще одну проблему. В квитанциях на оплату долгое время не было графы для учета потребления горячей воды. Нагрев был, а  вот куда вносить показания счетчика, она не знала. Писала от руки на свободном месте. Теперь же ей предъявили долг. Конечно, будет разбираться. Опять письма, телефонные звонки, комиссии. Но она не боится. За правду ведь надо кому-то постоять. Она готова!          
                 
Римма Врубель


Рубрикатор