Общая беда - у каждого своя

Главная / Номера / № 41 (750) от 5 октября 2015 года / Общая беда - у каждого своя

Общая беда - у каждого своя


Эмма Петровна Евсина, жительница Екатеринбурга, делится воспоминаниями о военном детстве.

Отец мой, Петр Дмитриевич Собакин, работал почтальоном, затем контролером, бухгалтером, мама Мария Ивановна трудилась делопроизводителем. Жила семья в Артемовском. В 1934 году они переехали в Свердловск. 

В 1941 году мне было 5 лет. О начале войны я узнала от родителей. Отец ушел на фронт добровольцем, мать осталась одна с тремя детьми.

Младшему братику Игорю на тот момент едва минуло три месяца. А старшему брату Николаю в год начала войны исполнилось 10 лет. В возрасте 3 лет Николай оступился на лестнице и повредил ногу. Впоследствии у него развился туберкулез кости, после операции нога не сгибалась. Несмотря на болезнь, Коля был очень энергичным, настойчивым. Самолюбие не позволяло ему ни в чём отставать от сверстников. Он был заводилой среди ребят. Всегда помогал по дому, брал на свои плечи часть маминых забот.

Папа воевал на Калининском фронте под Ржевом и Духовщиной; на Западном и Первом Украинском фронтах. Был помощником командира батальона по хозчасти, получил награды за доставку боеприпасов на передовую. Войну он окончил в звании гвардии капитана интендантской службы. Демобилизовался в марте 1947 года. Награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги». 

Жили мы в годы войны очень бедно, голодали, как и все. Хорошо еще, что бабушка и мамина сестра из деревни привозили картошку. 

Во время войны у Коли туберкулез начал прогрессировать. Но брат отчаянно боролся с болезнью и понял, что его может спасти только спорт. Он занимался лыжами, волейболом. А на коньках «финтил» гораздо лучше, чем некоторые здоровые парни.

Он был талантлив во всем: имел хорошие слух и голос, занимался в детском коллективе при Уральской консерватории. И очень хорошо рисовал. После войны Коля окончил городское художественное училище и стал замечательным пейзажистом, портретистом.

В военное и послевоенное время жили мы в неблагоустроенной комнате, у наших троих соседей тоже было по комнате, а коридор - общий. Санузел находился на территории соседнего двора. За водой мы ходили на колонку – на другую улицу. А мыться в бане ездили на другой конец города. Отопление печное, а дров нет. По бедности распилили однажды письменный стол, чтобы истопить «буржуйку». Мы выстаивали огромные очереди за торфяными брикетами, покупая их на растопку. Брикеты привозили домой на санках. Кухни отдельной не было, готовили еду на керосиновом примусе в общем коридоре. 

Как и все соседские дети, мы играли мало: было холодно и голодно. От морозов нас одежда не спасала: вместо валенок – галоши, старенькое пальтишко, шапчонка мало-мальская. Руки и ноги постоянно мерзли.

Как-то зимой все вышли из домов: по улице 9 января вели пленных немцев. Взрослые и дети стояли и молча смотрели на них. Немцы выглядели очень изможденными. Их было жалко, некоторые люди, даже дети, давали им что-нибудь из еды: кусочки хлеба, картошечку. Пленные благодарили, многие из них плакали.

О Победе я услышала по радио из сообщений Левитана. Женщины и дети надеялись на скорое возвращение воинов и улучшение жизни. Но мирная жизнь начиналась очень трудно. Самыми сложными оказались 1946 и 1947 годы: питание по карточкам, низкая зарплата и никакого улучшения жилищных условий.

И все же мы выросли, выучились. У меня высшее образование, Николай стал профессиональным художником, Игорь окончил техникум.
Сейчас уже никого из них не осталось в живых. А я продолжаю бороться с недугами, возрастом, другими проблемами. Счастлива, что живу, что имею множество друзей. Всем желаю здоровья и благополучия!

Подготовила Светлана Абакумова, г. Екатеринбург


Рубрикатор