Сколько волка ни корми
Сколько волка ни корми
Несмотря на то, что реальный доход абсолютного большинства россиян снизился, по разным оценкам, на 12-26 процентов, власти не оставляют попыток сделать бедных ещё беднее. Не остались в стороне и чиновники Екатеринбурга.
УЖАС, УЖАС!
Приближается 1 октября. Напомним, это дата, до которой был отложен вопрос о возможном повышении стоимости проезда в общественном транспорте Екатеринбурга. Как и ожидалось, вновь пошли разговоры о том, что перевозчики областного центра от недостатка средств вот-вот разорятся. То есть общественность вновь начали готовить к мысли о грядущем увеличении стоимости проезда.
Почему-то больше всех кричат о возможном разорении муниципальные перевозчики. При этом ничего не слышно о том, есть ли у города специальная программа снижения себестоимости перевозок. Неизвестно и экономическое обоснование распределения маршрутов. Зато с каждым годом перевозчиков, в том числе, и незаконных, становится всё больше. Значит, и действующая цена за проезд позволяет неплохо зарабатывать?
Давайте обратимся к опыту соседей по региону. В Перми проезд подорожал до… 16 рублей, в Челябинске - до 18 рублей, в богатой Тюмени обещают «невероятный» рост стоимости проезда – до 22 рублей! В Уфе в 2015 году проезд - 18 рублей, а в Казани и Самаре – 20 рублей. В Кургане цена билета в общественных автобусах с начала 2015 года не повысилась и составляет по-прежнему 16 рублей.
Чиновники Екатеринбурга ссылаются на субсидирование перевозок в этих регионах, и на то, что губернатор Свердловской области Е. Куйвашев в субсидиях Екатеринбургу отказал. Областные чиновники утверждают обратное: мол, деньги выделены, но на закупку транспорта. Получается, что муниципальные перевозчики, имея бюджетные средства на закупку подвижного состава, кричат об убытках больше частников, которые новые автобусы приобретают за счет кредитов.
Свою лепту в финансовый раздрай вносят и необоснованно высокая стоимость программного обеспечения валидаторов - около 33 тысяч рублей, чековой ленты, а также отчисления 3 процентов с каждого проезда по Е-карте в пользу компании «И-сеть», которая осуществляет электронные платежи.
А ЕСЛИ ПОИСКАТЬ?
Непонятно, почему в доходах транспортников не учитываются поступления от рекламы в салонах и на бортах автобусов, трамваев и троллейбусов. По оценкам представителей партии коммунистов, в 2013 году эти доходы составили 540 миллионов рублей, а по данным городских властей - гораздо меньше. И никто не желает выяснять, где рекламные деньги?
На сайте Свердловского обкома КПРФ есть такие данные: «Трамвайно-троллейбусное управление увеличило статью «Прочие расходы» с 33 до 119 млн. рублей в год, а расходы на ремонт подвижного состава - с 133 до 240 млн. руб. в год. МУП «Екатеринбургский метрополитен» увеличил штат работников почти в 2 раза - с 1100 до 2100 человек, потратил на «Прочие расходы» в 10 раз больше, чем в прошлом году. Вразумительного ответа, с чем было связано такое изменение цифр, никто не дал».
Получается, что можно брать цифры с потолка и, никак их не обосновывая, требовать денег от областных властей или от жителей Екатеринбурга. Правоохранительные органы сохраняют в ситуации полное спокойствие.
ОБОСНУЮТ ЧТО УГОДНО
Часть вопросов о планируемых изменениях в работе общественного транспорта, которые беспокоят общественность, журналисты задали Александру Высокинскому - заместителю главы администрации Екатеринбурга по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам. Он как раз вышел с заседания городской думы, где докладывал народным избранникам о грядущих изменениях.
- Чего ждать жителям Екатеринбурга, которые пользуются услугами общественного транспорта? Правда ли, что цена проезда достигнет 36 рублей?
– Стоимость проезда определяется двумя вещами: фактически понесёнными затратами - их транспортники готовы доказывать с цифрами в руках, и величиной субсидий на осуществление льготного проезда. Чем больше денег вкладывает бюджет, тем меньше тариф. Октябрь–ноябрь - ключевые месяцы для принятия соответствующих решений. Реальная себестоимость перевозки пассажиров балансирует на уровне 25–27 рублей. Можно, конечно, не включать в тариф амортизацию транспортных средств и доэксплуатировать их до полного отказа, не проводя никаких ремонтов, а потом купить новый транспорт за счёт средств бюджета.
- Для каких категорий населения сохранится льготный проезд?
– Все 47 категорий льготников включены в соответствующее постановление и сохранят право льготного проезда.
- Какова судьба Е-карты?
– Е-карта работать будет. Персональные карты - тоже. Замена Е-карт вызвана технической необходимостью: они проработали уже 5 лет, чтобы не допустить вероятных отказов в работе, их необходимо менять.
- В Перми в 2014 году размер субсидии составил 362 миллиона рублей при стоимости поезда - 13 рублей. У нас перевозчики требовали 1 миллиард при стоимости проезда в 23 рубля. Как такое может быть?
- В Перми муниципального транспорта нет. А у нас муниципальный транспорт перевозит 70 процентов пассажиров, отвечает за социальную стабильность и жизнеобеспечение людей. В Перми известны случаи отказов перевозчиков выходить на линию в морозы, у нас такого не может быть в принципе. Кроме того, муниципальные предприятия работают не на упрощённой системе налогообложения, это огромные коллективы в несколько тысяч человек, выплачивают «белую» зарплату и все налоги. А если сравнить качество транспорта, то… я не буду обижать Пермь.
- Что изменится в условиях проезда?
– Разработано положение о прядке компенсации перевозки льготников. Если раньше мы платили за перевозку, не особо считая, то сейчас механизм меняется в сторону большей прозрачности. То есть субсидируем фактически понесённые затраты.
МНЕНИЕ ОППОНЕНТА
Комментарий ситуации дал журналистам и представитель областных властей - первый заместитель руководителя администрации губернатора Свердловской области Вадим Дубичев:
- Екатеринбург получит 14 миллиардов рублей из областного и федерального бюджетов на различные программы. Планируется увеличивать финансирование Екатеринбурга и дальше. Что касается проезда, то я с удовлетворением могу отметить, что администрация Екатеринбурга приняла необходимые нормативно-правовые акты по социальной транспортной карте. Поэтому жители областного центра могут быть спокойны - документы приняты с сохранением всего списка льготников, на чём настаивал губернатор.
Послесловие: диалог между областью и городом от взаимных обвинений постепенно переходит в стадию рабочих согласований. Есть надежда, что это послужит большей прозрачности экономической деятельности муниципальных перевозчиков. Но стоимость поезда в Екатеринбурге будет по-прежнему выше, чем в соседних областных центрах. И мне до сих пор непонятно, почему…
Андрей Сальников