Нравы общества измеряются состраданием

Главная / Номера / № 27 (736) от 29 июня 2015 года / Нравы общества измеряются состраданием

Нравы общества измеряются состраданием


Давайте поговорим об отношении общества к инвалидам. Сейчас активно пропагандируется областная программа «Доступная среда» – вот и посмотрим, готово ли общество принять тех, кто должен этой средой пользоваться, - инвалидов.

Сразу приходит на ум поведение водителей общественного транспорта. Я шесть лет ходил на костылях, три года - с тростью и не раз сталкивался с тем, что трамвай или троллейбус захлопывал двери прямо перед носом. Чем руководствовался водитель, непонятно, но толерантностью, то есть терпимостью, готовностью спокойно воспринимать людей с ограниченными физическими возможностями, в этом случае и не пахнет.

А вспомните кондукторов, ворчащих на инвалидов: «Больные, так сидите дома, нечего транспорт занимать, а раз тащитесь куда-то, значит, здоровые»… Невозможно инвалиду безвылазно оставаться дома: нужно в больницу, в фонде социального страхования он тоже обязан появиться лично, должен сам получить средства реабилитации, если не лежачий. Понятно, что с социальных карточек кондуктор заработает меньше, чем от продажи билетов. Получается, что желание заработать вытоптало в их душах человечность? Социальное такси, на которое так любят ссылаться «продвинутые» кондукторы, есть только в крупных городах, но вызвать его практически нереально. На это жалуются многие общественные организации инвалидов.

Явно не толерантностью руководствуются врачи, когда вынуждают инвалидов покупать дорогущие лекарства, хотя более дешевые аналоги этих медикаментов есть в списках бесплатных препаратов. Если лекарства из списка плохи, так что ж вымолчите, господа профессионалы? Ни состраданием, ни клятвой Гиппократа, ни терпимостью такое отношение к людям с ограниченными возможностями объяснить нельзя.

Инфраструктура, отстроенная будто бы с учетом потребностей инвалидов, на деле демонстрирует наплевательское к ним отношение. Так, в аптеку известной сети, которая расположена в Екатеринбурге на углу улиц Энтузиастов и Старых Большевиков, ведёт настолько крутой пандус, что подняться или спуститься по нему колясочник не сможет ни самостоятельно, ни с сопровождающим.

Мне приходилось пару раз встревать в истории, когда инвалид-колясочник нажимал на кнопку вызова провизора, но к нему никто не выходил. Приходилось ругаться с работниками аптеки, те смотрели на меня равнодушными глазами, без намёка на сочувствие. Здесь речь идёт не только о терпимости, скорее, о человечности вообще.

Знакомый инвалид уже пару лет ищет работу. Отсылает резюме – все хорошо. Приходит устраиваться, посмотрят там на его физические возможности и говорят: «Вы нам не подходите». Насчет инвалидности они обычно молчат, начинают плести о другом, но ведь и без слов ясна причина отказа. Оно и понятно: менеджерами по персоналу, как правило, работают молодые, здоровые девчонки, которым родители про совесть наверняка рассказывали, но как она выглядит на деле, так и не объяснили.

На автомобильных парковках места для инвалидов постоянно занимают здоровые люди. Девушке-инвалиду не разрешили парковаться возле здания РУВД. И не волнует чиновников тот факт, что она плохо ходит, а с «ведомственной» парковки ей было бы ближе добираться до дома. Колясочнику отказали в возможности отметить день рождения в кафе. Примеры можно продолжить. Это чёрствость или отсутствие толерантности? Думаю, одно порождает другое. Убежден, что если ты не толерантен к инвалидам, то у тебя и совесть не в порядке, и вместо сердца - камень!

Общение с инвалидом на равных - это не подвиг, а обыкновенная жизнь.

Андрей Сальников


Рубрикатор